Людмила Воробьева
Интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, Лето и зима?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
Подготовила: воспитатель Воробьева Л. О.
Цели:
— подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи;
— формировать временные представления;
— словарная работа: ось, вращение, полюса, экватор, сутки, полушария;
— развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой замысел в рисунке, используя различные изобразительные средства.
Материалы и оборудование:
— глобус;
— настольная лампа без абажура;
Предварительная работа:
— чтение книги В. Танасийчука «Удивительная прогулка» (экология в картинках);
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
— рассматривание репродукций.
Воспитатель. Все знают, что днем светло, а ночью темно. Ребята, задумывались ли вы над тем, почему день сменяется ночью, а потом снова приходит день?
Предположения детей.
Вы знаете, что планета Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. Ось вращения — это воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу.
Свой рассказ воспитатель сопровождает показом на глобусе.
Вращаясь, наша планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. День бывает на той части земного шара, которая повернута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина земного шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Пока наша планета повернется один раз вокруг своей оси, пройдут целые сутки, а в сутках 24 часа! А в каждом часе 60 минут.
Земной шар все время вращается и, поэтому, день и ночь сменяют друг друга.
Рассказ воспитателя подтверждается опытом с лампой и глобусом.
Проведение опыта
Воспитатель. Ребята, наша Земля вращается не только вокруг своей оси, она движется и вокруг Солнца. За год Земля успевает сделать вокруг него только один оборот. Уж очень это большой путь!
Рассказ воспитателя сопровождается наглядным показом вра-щения Земли вокруг Солнца.
Наша планета имеет два полюса: Северный и Южный. Это две крайние точки оси вращения. Северный полюс находится на северном конце оси, а Южный полюс — на южном конце оси. Солнце дарит нам не только свет, но и тепло. Солнечные лучи скользят вдаль полюсов, поэтому там всегда очень холодно. А экватор — воображаемая линия вокруг центра Земли. В районе экватора очень жаркая погода, потому что лучи Солнца направлены всегда прямо на него.
Рассказ воспитателя сопровождается обязательным показом. Детям предлагается рассмотреть и потрогать глобус на экваторе и на полюсах.
Экватор делит Землю на два полушария: Северное и Южное. Когда Земля располагается так (показывает на глобусе). Северное полушарие Земли, в котором мы живем, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето. В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето. Поэтому и происходит смена времен года.
КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
Вы сейчас услышите
Вовсе не комические,
Мы с ребятами споем
Частушечки космические.
Я, как все наши мальчишки,
Космонавтом быть хочу,
Вырасту и непременно
К дальним звездам полечу.
Самым первым космонавтом
Стал Гагарин Юра.
Чтобы стать таким же сильным,
Нужна физкультура.
Все ребята с детства знают:
Юра - парень не простой.
Он сказал: «Поехали!»
Он махнул рукой.
И взметнулась прямо ввысь
Огромная ракета,
Оставляя за собой
След, словно комета.
Вчера Танька испытала
В невесомости полет,
Когда мальчики столкнули
Ее с горочки в сугроб.
Я ракету снаряжаю
Собираюсь на Луну.
Может, в космосе далеком
Новых я друзей найду.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЧАСТЯМИ СУТОК
(смена, длительность)
Цели:
— закрепить умение более четко различать части суток;
— формировать умение различать части суток, опираясь на явления неживой природы (восход, заход Солнца; рассвет, закат, сумерки и т. д.);
— расширять словарный запас детей: сумерки, полдень, закат, восход.
Эксперимент с глобусом и лампой.
На столе устанавливается настольная лампа без абажура. Ря-дом с ней глобус. Лампа — это Солнце. Глобус — это Земля. На глобусе дети находят город Москву и отмечают это место (можно прикрепить звездочку из самоклеющейся бумаги).
Воспитатель. Эта звездочка на глобусе показывает место, где мы живем на Земле. Оно сейчас освещено? Значит, в нашем городе сейчас день.
При вращении глобуса дети определяют, какое время суток в городе в данный момент. Затем воспитатель называет детям любой континент. Дети определяют, какое время суток в этом месте в данный момент относительно города Москвы.