Ирина Матвеева
Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Интегрированное занятие по обучению грамоте.
Воспитателя Матвеевой Ирины Ивановны.
Подготовительная к школе группа.
Цель: Знакомство со звуком Ш, буквой Ш.
Вначале каждого занятия проводится гимнастика для ладошек и пальчиков для пробуждения активных точек рук.
1. Дети вращают между ладонями обеих рук карандаш (шестигранный) до ощущения тепла.
Публикация «Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Упражнение для пальцев «Поздороваемся».
Дети поочередно прикладывают пальцы левой и правой руки друг к другу (большой к большому, указательный к указательному и т. д. до мизинцев) со словами :«Здравствуй» вначале медленно, затем увеличивая темп.
Воспитатель: Ну, вот. Разминку для рук мы сделали, а это значит, что теперь хорошо будет работать мозг.
Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ш.
Воспитатель прикрепляет на магнитную демонстрационную доску букву Ш
Посмотрите внимательно и скажите, что вам напоминает эта буква?
Ответы детей: Стол кверху ножками. Забор. Вилка без ручки (другие варианты).
Воспитатель : А теперь давайте произнесем звук Ш. Что вам напоминает звук?
Ответы детей: Гуси шипят. Змея шипит. Шорох листьев под ногами. Шар надувается.
Воспитатель предлагает взять со стола маленькие зеркала и, глядя в них, еще раз произнести звук Ш. Затем просит детей произнести звук М для сравнения. (дети рассматривают в зеркале положение губ, язычка во время произношения, делают выводы).
Воспитатель : А теперь придумайте слова, где на первом месте стоит звук Ш.
(Шарф,шуба,шапка и т. д). На последнем месте. В середине слова. За правильные ответы дети получают фишки.
Затем воспитатель предлагает прослушать скороговорку и назвать слова, где есть звук Ш.
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали
Сразу зубки поломали.
Дети называют слова со звуком Ш. Затем восп. предлагает детям проговорить скороговорку медленно, а затем немного быстрей.
Воспитатель :У меня проблема! Началась зима, а я не успела купить теплые вещи. (Берет сумку).Я сейчас отправлюсь в магазин, а вы пожалуйста помогите мне сделать покупки. Дело в том,что все вещи должны начинаться со звука Ш. (роль продавца выполняет ребенок).
Дети называют зимние вещи на Ш, продавец отдает их воспитателю. Шарф,гамаши,шапка, шуба, штаны.
Воспитатель :Спасибо,ребята, за помощь,теперь я точно не простужусь.
Воспитатель :А теперь мы займемся с вами очень интересным делом. Раздает детям трафарет буквы Ш и трафареты гласных букв (гласные дети выбирают по желанию).Дети обводят буквы на листе белой бумаги. Детям дается задание заштриховать согласную букву влево, а гласную вправо. Затем детям предлагается взять ножницы и вырезать две эти буквы.
На столе у каждого ребенка лежат 2 листа цветной бумаги (синий и красный). Детям дается задание определить,какую букву на какой лист?
Дети раскладывают.
Воспитатель : Молодцы,с заданием справились, а теперь можно и размяться.
Игра «Превращение»
Воспитатель – Сейчас я буду волшебником,я буду вас превращать, а вы должны мне мимикой и жестами показать в кого я вас превратила.
-Вокруг себя повернись и в листочек превратись
(дети изображают падающий с дерева листик, плавно кружатся и присаживаются на землю).
-Вокруг себя повернись и в змею превратись (дети руками изображают ползущую змею и произносят звук Ш) и т. д. варианты на усмотрение педагога.
После игры воспитатель берет в руки телефон, делая вид, что с кем то разговаривает.
Воспитатель : Ребята, мне сейчас звонила тетушка Сова, она приглашает нас в гости. Принимаем приглашение?
Дети: Да!
Воспитатель :Но, вот проблема! На чем же мы к ней отправимся? Какие виды транспорта вы знаете?
Дети перечисляют :Водный, воздушный,автомобильный и железнодорожный. (Дети долго спорят, выбирая вид транспорта,большинством голосов выбран железнодорожный.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением паровоза и трех вагонов.
-Ребята, давайте решим, кто в каком вагоне поедет. Кто в первом, кто во втором,кто в третьем?
Ситуация для размышления.
Варианты детей :В первом пусть едут, кто высокий ростом! Пусть в первом едут девочки! Кто сам захочет!
Воспитатель : А в первый хотят все! Что будем делать?
Воспитатель -А давайте посадим в первый вагон того, у кого в имени есть буква Ш. Даша, Гриша, Ксюша.
Второй вагон мальчики предложили занять девочкам, а в третьем истинные джентльмены-мальчики.
Все становятся друг за другом в порядке очередности,двигаются в другую половину группы, имитируя путешествие на поезде.
Воспитатель включает обучающий диск (Обучение грамоте с тетушкой Совой,где она знакомит
детей со звуком и буквой Ш. Видеоурок-5 минут.
После просмотра дети «в поезде» возвращаются назад, рассаживаются на свои места.
Воспитатель подводит итог занятия.
-Вы сегодня очень хорошо отвечали, были активными, я вами очень довольна. У меня для вас есть сюрприз. Берет разнос,на нем находится неизвестный детям предмет,накрытый салфеткой.
-Здесь предмет, в котором мамы хранят свои украшения. Начинается слово на букву Ш. У девочек такой предмет тоже может быть. (дети пытаются угадать). Шкатулка.
-Молодцы, угадали,но и это еще не все. В этой шкатулке находятся 2 предмета на букву Ш.
С одним предметом дети ходят на праздники, он очень красивый и бывает разного цвета.
Дети: Воздушный шар. Воспитатель раздает всем детям воздушные шарики.
Воспитатель: Второй предмет любят все дети и часто просят мам купить в магазине, но много его нельзя,может быть кариес. (Дети долго подбирают варианты, но наконец отгадывают). Шоколадка.
Воспитатель отдает отгадки, предлагая шарики унести вечером домой,а шоколадку делим на всех и угощаемся с чаем во время второго завтрака.