Екатерина Токарева
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по восприятию музыки и изобразительного искусства
▼ Скачать +Заказ
Цель : Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса, развитие воображения и фантазии, художественно-творческих способностей детей, развитие навыков восприятия образного языка, настроения, цвета произведений живописи на примере такого жанра как натюрморт.
Материал: листы бумаги формы А4,акварель,кисти, репродукции картин: Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды;
- Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики.
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по восприятию музыки и изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрация мультфильма Натюрморт,прослушивание этюда Скрябина.
1. Одним из наиболее эффективных путей восприятия классической музыки детьми – перенос ее в наиболее понятную и привычную среду для ребенка. Такой средой служит мультфильм, в котором звучит классическая музыка, выстраиваясь в сюжет. Поэтому прослушивание музыки совмещается с просмотром мультфильма, в котором звучит музыка А. Н. Скрябина.
Воспитатель. Ребята сейчас мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм под названием «Натюрморт», в котором звучит музыка замечательного русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Скрябин родился в интеллигентной семье в 1872 году. Рано умершую мать ему заменила тетя Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Музыкальные способности у мальчика проявились очень рано в трехлетнем возрасте, а в пятилетнем он играл на рояле уже обеими руками, свободно подбирая по слуху любую услышанную мелодию. Рано приобрел известность пианиста-виртуоза. В творчестве Скрябина преобладает жанр романтической фортепианной миниатюры: прелюдии, этюды – небольшие пьесы виртуозного характера. Один из таких этюдов и прозвучит в мультфильме.
Демонстрация мультфильма.
После просмотра мультфильма и прослушивания этюда Скрябина педагог задает вопрос: «Ребята понравилась вам музыка, прозвучавшая в мультфильме?»
- Да (почти единодушно хором отвечают дети).
Воспитатель.. Как бы вы определили характер музыки, какие чувства она у вас вызвала?
Воспитатель. Красивая, а еще какая? О чем мультфильм?
- Летняя.
Педагог. Вот умница, правильно, в самом мультфильме уже была подсказка. Сам мультфильм – это этюд о цветах, лете. Поэтому мы слышим легкую прекрасную мелодию, передающую ощущение легкости, полета, радости и солнца. Каким средством автор мультфильма подчеркнул легкость музыки и настроение полета в ней?
- Прилетела божья коровка.
Воспитатель. Ребята, а какое действие происходило в мультфильме?
- Рисовали.
Воспитатель. Да. Автор фильма представил нам процесс рисования, создания художником, которого мы не видим, картины. А кто помнит как назывался мультфильм?
- Натюрморт.
Педагог. Правильно. А знаете, что означает это слово? Мы с вами на предыдущих занятиях рисования знакомились с одним из основных жанров живописи – пейзажем. Помните, что пейзажная живопись изображает вид какой-либо местности в различные времена года, красоту природы. Натюрморт – жанр живописи, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, мебель, фрукты, вазы с цветами. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю. Рассказывают, конечно, не сами предметы, а художник, но не словами, а с помощью изображения специально отобранных и поставленных определенным образом предметов.
Если видишь на картине чашку чая на столе
Или морс в большом графине, или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это – натюрморт.
…
Воспитатель. А сейчас еще одно стихотворение на эту тему:
Пришла с работы мама.
Вздыхает мама тяжко,
В глаза ей лезет прямо
Невымытая чашка,
Обертка шоколадки
Да две арбузных корки-
Жалкие остатки
Завтрака Егорки.
- Что это за картина? –
Голос мамы тверд.
Сын сказал невинно:
- Это натюрморт. (ответили хором дети)
Воспитатель. Натюрморт - это самый простой жанр живописи для начинающих рисовать, т. к. по сравнению с другими жанрами живописи в натюрморте художнику предоставлена полная свобода. На летнем пейзаже художник не будет изображать снег, а на зимнем - цветы. Создавая портрет, нельзя нарисовать нос вместо уха. Человек, позирующий художнику, не может долго сидеть в одной позе, в пейзаже в течение дня может меняться погода. Предметы же неподвижно и безропотно позируют художнику. Кроме того он сам выбирает предметы для натюрморта, и сам создает из них нужную ему композицию.
Воспитатель. А сейчас мы с вами посмотрим репродукции натюрмортов из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Демонстрируются 3 репродукции с названием картин и именами художников с ответами детей о том, что изображено на каждой из картин :
- Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды;
- Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе;
- Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики;
Воспитатель. А теперь ребята скажите какие из этих натюрмортов, по вашему мнению, ближе всего по характеру и содержанию к музыке Скрябина, которую мы слышали в начале занятия?
Дети - Там, где цветы.
А чем они все отличаются от того, что мы видели в мультфильме? Кто заметил отличия?
Дети - Там другой цвет.
Воспитатель. Правильно. Натюрморт в мультфильме и натюрморт на репродукции отличаются цветовой палитрой. В мультфильме преобладают солнечные желтые тона, а здесь – холодные «чистые» сиренево-синие цвета букета и зелени сада подчеркиваются теплыми цветами предметов в комнате.
Букет в центре полотна служит композиционным центром картины. По диагонали от него расположен зеленый прямоугольник окна и светлая столешница. По другой диагонали расположены темная спинка стула и такая же темная рама открытого окна, а внизу спинка стула уравновешена темным предметом на столе. Светотеневой контраст выбеленного солнцем подоконника и темной спинки стула, синих колокольчиков и трех бело-желтых ромашек обостряет композицию.
Обратите внимание, дети, как свободно, широкими мазками, без исправлений написан этот натюрморт. Цветы так и нужно писать – «на одном дыхании», чтобы они были живыми.
Воспитатель. Сейчас ребята мы сделаем небольшой перерыв, после которого во второй части занятия мы с вами будем создавать свободную копию рассмотренного натюрморта Сергея Васильевича Герасимова «Колокольчики».
Воспитатель предлагает детям встать в свободном порядке и придумать свои движения под музыку Скрябина.
Вторая часть занятия посвящена самостоятельной творческой работе детей по созданию свободной копии рассмотренной репродукции Герасимова С. В. «Колокольчики»
Воспитатель. Ребята приступайте к работе. Не волнуйтесь, не расстраивайтесь, если у вас что-то не получится. Это не страшно. Главное не забывайте смотреть на репродукцию картины и постарайтесь передать общее настроение лета и радости.
Дети создают свободную копию натюрморта, используя технику живописи гуашью.
По окончании работы по созданию свободной копии репродукции «Колокольчики» все рисунки раскладываются на полу, дети располагаются так, чтобы каждому были видны все работы. Проходит обсуждение рисунков. В каждом рисунке отмечаются положительные моменты, удачные находки.
Заключение. Ребята вы все большие молодцы, славно потрудились, можно сказать, что вы настоящие художники, создали собственные картины, а это путь к настоящему творчеству.