Юлия Шобухина
Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного «Морозкины забавы» с применением элементов системы К. Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – интегрированное.
В это занятие вкладывается умение педагога создать у детей целостную картину мира, опираясь на уже имеющиеся у них знания и опыт. Сверхзадача в данном случае – вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии.
Публикация «Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного „Морозкины забавы“ с применением элементов системы К, Орфа» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методика Карла Орфа
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Цель: привлечь внимание детей к красоте и разнообразию звуков природы во всех временах года. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.
Задачи: Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами. Обогащать их словарный запас. Обогащать их ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, двигательные – в процессе музицирования.
Интегрированное музыкальное занятие
«Морозкины забавы»
Ход занятия:
Загадка: Звонкая погода, снега кутерьма,
Это время года мы зовём (зима)
М. Р. : Ребята, назовите мне приметы зимы. (снег, мороз, холод и т. д.)
Предложить детям озвучить стихотворение с помощью музыкальных инструментов и подходящих предметов.
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под ёлкой спит медведь,
Тише, тише, не шуметь…
Пытаться изобразить скрип снега с помощью мешочков с крахмалом, кусочков пенопласта, целлофана и т. д. Для озвучивания храпа медведя подойдёт расчёска и т. д.
Затем исполнить стихотворение с озвучиванием под фоновое звучание муз. Пр-ия А. Вивальди «Зима»
«Мороз» (русская народная потешка). Речевая игра с движением.
Сначала разучиваем текст:
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой!
А мы саночки возьмём
И на улицу пойдём.
Сядем в саночки-самокаточки,
С горки у-ух!
Дети становятся в круг и, выполняя придуманные движения, выразительно и чётко артикуляционно декламируют текст со звучащими жестами, которые нужно подобрать к тексту. Например : в 1-й части игры дети двигаются в круг и из круга, сопровождая пение ровными шлепками и выполняя хлопок на паузу; во второй части («А мы саночки возьмём») берутся за руки и бегут лёгким бегом с ускорением; в конце все падают.
«Зима» - пение с тональным аккомпанементом и звучащими жестами.
Сначала познакомить детей с песней, исполняя её без сопровождения фортепиано. Затем предложить детям аккомпанировать вашему пению звучащими жестами. При следующих исполнениях добавлять тональный аккомпанемент и побуждать ребят тихонько подпевать. Это приучит их внимательно прислушиваться к общему звучанию и своему голосу.
Дети садятся в круг, в центре которого располагаются играющие на инструментах. Во время пения можно выполнять такую последовательность из звучащих жестов: два тихих щелчка пальцами, лёгкий шлепок по своим коленям, шлепок по коленям своих соседей справа и слева одновременно двумя руками (руки перекрещиваются). Обратить внимание детей на остановки в пении на месте фермат.
Прочесть детям стихотворение:
Не рисовал ни я, ни ты –
Откуда ж на окне цветы?
Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал!
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанёс!
Предложить детям попробовать «рисовать» снежные узоры, как Дед Мороз, используя ледяные палочки. Дети стоят в кругу, у каждого в руках по две палочки (спросить детей, какими цветами пользуется Дед Мороз) серебристого, голубого, белого и т. д. – карандаши Деда Мороза. Под музыку Г. Свиридова «Тройка» все двигаются друг за другом прямым галопом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки, с остановкой музыки каждый ребёнок делает любой узор из своих двух палочек, положив их произвольно на полу перед собой. Игра повторяется сначала, но теперь дети составляют узор вдвоём из четырёх палочек и вчетвером – из восьми.
«Зимнее рондо» - озвучивание стихотворения с помощью самостоятельно выбранных музыкальных инструментов.
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней гладкой:
Скок, скок, скок. (2 раза)
Санки скрипят, бубенчики звенят,
Дятел стучит, вьюга свистит,
Белка на ёлке орешки всё грызё т:
Цок, цок, цок.
Рыжая лисичка зайца стережёт.
Холод, холод, стужа, стужа.
Снег пушистый кружит, кружит…
Ехали мы, ехали, наконец, доехали:
С горки у-ух! В ямку – бух! Приехали!
Педагог спрашивает детей, на чём можно поехать в лес, говорит, что в лесу и зимой можно увидеть много интересного. Для озвучивания рефрена (лошадки) можно использовать щелчки языком или деревянные ложки. Повторять его можно после каждых двух строчек.
«Метелица» (музыка К. Сорокина) – спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке и импровизируемое свободное движение.
Прослушать с детьми пьесу, обсудить, какие инструменты могут украсить и дополнить её, как они должны звучать, какие интересные приёмы игры можно использовать (звуки голоса, глиссандо, тремоло и т. д.) Разделить детей на две группы : одна импровизирует на инструментах, другая – с шарфами и ёлочным дождём. Затем они меняются атрибутами.
В заключении предложить детям исполнить знакомый зимний хоровод. Например «Кабы не было зимы»
Заключение: Вспомнить и обобщить, какие задания и упражнения помогли нам вспомнить все приметы зимы.
Литература: Тютюнникова Т. Статьи в журнале “Дошкольное воспитание” №№ 8, 10, 1997; №№ 2, 4, 9, 1998; №№ 4, 7, 11, 1999;
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа : Сб. статей под ред. Л. Баренбойма. – М. : Советский композитор, 1978.