Марина Рудько
Интегрированная образовательная деятельность «В гости к бабушке Матрене»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством - игрушкой села Кожли Курской области; учить расписывать их характерным узором (тонкие вертикальные линии).
Воспитательные:
2. Воспитывать у дошкольников уважение к народным мастерам, любовь к родному краю; бережное отношение к живой природе.
Развивающие:
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность „В гости к бабушке Матрене“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
3. Развивать у детей мелкую моторику рук; коммуникативные навыки: учить поддерживать беседу, инициативно высказываться; формировать навыки правильного дыхания; продолжать закреплять навыки работы с кистью и красками; создать условия для эмоционального отклика у детей; развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к художественному слову; привлекать к участию в драматизации; развивать желание участвовать в русской народной игре, поощрять принятие роли.
Оборудование:
образцы расписанной кожлянской игрушки - свистульки (соловей, козлик); вылепленные педагогом из соленого теста фигурки соловья, козы, петуха, лошади, по мотивам кожлянской игрушки; краски гуашевые красного, желтого, зеленого, фиолетового цветов; кисти с тонким ворсом; салфетки; баночки с водой; подставки для кистей; клеенки; корзинка с картонными трубочками для дыхательной гимнастики; декорации: изба, лавка, цветы, деревья, бубен, свистулька ; поднос для расписанных игрушек.
Предварительная работа:
знакомство дошкольников с дымковской игрушкой, расписывание игрушек по мотивам дымковской; разучивание народных подвижных игр, считалочек, прослушивание голосов птиц. Сообщение воспитателя детям о том, что сегодня они все вместе отправятся в гости в деревню к бабушке Матрене.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель с подгруппой детей заходит в музыкальный зал. Здороваются с гостями
I. Оргмомент. Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята! Вы помните,зачем мы сюда пришли?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, мы отправимся в гости к бабушке Матрене в деревню. А пойдем мы через волшебный сказочный лес. В лесу мы не будем шуметь, правда, чтобы не потревожить зверей и птиц.
Звучит музыка. Звуки леса.
Основная часть
Дети и воспитатель идут по лесу и видят играющих на бубне и свистульке сказочных героев - Колобка и Лису.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, кто же это шумит в лесу? Узнаете?
Ответы детей. (Колобок, Лиса)
Воспитатель:
- Из какой они сказки, вспомнили?
Ответы детей (Из сказки "Колобок")
Воспитатель:
- Дети, поздороваемся с Колобком и Лисой. (Здороваются).
Воспитатель:
- Колобок, что-то я не пойму: тебя в сказке Лиса обхитрила, на нос посадила (показывает) и. съела! А ты в лесу с ней веселишься!
Колобок:
- Я, ребята, спел Лисе весеннюю песенку. Ведь снег растаял, по овражкам побежали, зазвенели, зажурчали ручейки. Лисе так понравилась моя песенка, и она передумала меня есть! Мы теперь дружим. (Обнимаются)
Лиса:
У меня есть трубочки - дудочки, хотите поиграть со мной, ребята?
Дети:
- Хотим!
Лиса раздает детям трубочки из корзины.
Лиса произносит:
- Трубы тонкий голосок,словно звонкий ручеек
( Дети дуют в трубочку и тонким голосом: "Ту-у-у-у").
- Трубы громче звук, сильней, заливается ручей!
( Дети произносят громче и ниже: "Ту-у-у-у").
- Тише все труба звучит, ручеек устал и спит
( Дети дуют и и произносят тихим голосом : "Ту-у-у-у").
- Тишина, он видит сон. Замер трубный перезвон.
(Дети кладут трубочки в корзину Лисы).
Воспитатель:
Спасибо тебе, Колобок, и тебе, Лисичка, за очень интересную игру. Мы весело поиграли, подышали, пора нам дальше в путь. До свидания!
Дети (хором) :
- До свидания!
Колобок и Лиса:
- Счастливого пути!
II.
Воспитатель:
- Дети! Посмотрите, какая пестрая, красивая поляна! Сколько подснежников! (Любуются) Ой! А это еще кто? (Обращает внимание детей на Медведя, который громко храпит).
Медведь пробуждается, потягивается и недовольно ворчит:
- Это кто мне спать не дает! Ага, попались! Не отпущу вас из леса, будете со мной жить!
Дети пугаются, отходят на шаг назад.
Воспитатель:
- Не горячись, Мишенька, не сердись, косолапый, мы с ребятами торопимся к бабушке в деревню в гости, отпусти нас!
Медведь:
- Так и быть, отпущу вас, только поиграйте со мной!
Воспитатель:
- Ребята, поиграем с Мишенькой?
Дети:
- Поиграем!
Дети становятся в круг, ребенок рассказывает считалочку, чтобы выбрать ведущего:
Иван с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети,
Если будешь ты обут,
Волки, лисы не найдут,
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!
Вышедший ребенок становится в центр круга, имитирует косьбу. Дети идут по кругу, спрашивают "Ивана" :
Иван-косарь, что ты делаешь?
Иван:Траву кошу.
Дети: А зачем косишь?
Иван: Коров кормить.
Дети: А зачем коровы?
Иван: Молоко давать.
Дети: А зачем молоко?
Иван: Сырцы делать.
Дети: А зачем сырцы?
Иван: Охотников кормить.
Дети: А зачем кормить?
Иван: В лесу зверей ловить!
Ребенок, исполняющий в игре роль Ивана, после слов "зверей ловить" ловит детей, бегающих врассыпную, и имитирующих лесных жителей - птицу, медведя, лису, лягушку, зайца.
Медведь:
- Спасибо, ребята, за веселую игру. До свидания!
Дети, воспитатель:
- До свидания, Мишенька!
Медведь:
- До новых встреч! (Машет лапой)
Воспитатель с детьми идут дальше по лесу. Открывается занавес. Изба. Лавка. На ней сидит бабушка, расписывает игрушку.
Воспитатель:
- Ну вот мы и добрались. Посмотрите, Ребята, бабушка Матрена сидит. Чем-то она занята. Что же она делает? Здравствуй, бабушка Матрена!
Дети:
- Здравствуй, бабушка!
Бабушка Матрена :
- Здравствуйте, внучатки, здравствуйте, гости дорогие! Вы попали в село Кожлю. Кожля на украинском языке означает "коза". На наших местных лугах раньше паслось очень много коз. Вот поэтому наше село так и называется. А я не просто так сижу, игрушечки смастерила, расписываю, вон сколько уже, поглядите! И игрушки наши, по названию села - кожлянские.
Воспитатель и дети рассматривают игрушки, удивляются.
Бабушка Матрена :
- Тут у меня и лошадка, и козлик, и петушок.
Дети берут, рассматривают.
Бабушка Матрена :
- Ребята, а кто из вас уже был в деревне? Каких знаете домашних животных?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Бабушка Матрена, а наши дети знают о домашних животных и птицах стихи.
Бабушка Матрена :
- Да ну! Хотелось бы послушать.
Ребенок:
В. Берестов
Петушки распетушились,
Но подраться не решились
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Второй ребенок:
Чистоговорка
По дороге ровной,гладкой,
Скачут быстрые лошадки.
Цок-цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.
Бабушка Матрена :
- Ай да молодцы, ребятушки, сколько стишков бабушке рассказали, душу порадовали! (Гладит по голове ребят,умиляется).
Воспитатель: (рассматривает еще одну игрушку)
- Бабушка, а это кого ты вылепила?
Бабушка Матрена :
- Догадайтесь, ребята, сами, это самая голосистая птичка, живет в Курском крае, нашем родном. Слышите, как поет, заливается! (Звучит пение соловьев)
Дети:
- Это соловей.
Бабушка Матрена :
- А как соловья ласково можно назвать?
Дети отвечают.
( Варианты ответов: соловушка, соловейка, соловеюшка соловейчик, соловчик, певчая пташка)
Бабушка Матрена :
- Молодцы,ребята, все знают!
Садится, берет в руки кисть, игрушку, собирается раскрашивать игрушку.
В это время забегает мальчишка - внук бабушки Матрены.
Внук:
Бабушка, а ты слепила мне игрушку? Ты обещала (Обращает внимание на пришедших гостей). Здравствуйте!
Воспитатель, дети:
- Здравствуй!
Бабушка Матрена :
- Вот, внучек, тебе игрушка, забавляйся!
Внук:
- Спасибо, бабулечка! (обнимает). Но сначала я ее распишу, как ты меня учила.
Внук берет вылепленную игрушку и садится за стол расписывать ее.
Бабушка Матрена :
- Ребята, а из вас кто-нибудь хочет научиться расписывать игрушку?
Ответы детей.
Бабушка Матрена :
- Берите игрушки, кому какая по душе придется. (Дети берут понравившуюся). Присядем с вами за столы. У меня и краски, и кисти - все готово!
III. Бабушка Матрена :
Сначала, ребята, игрушки делают из глины, сушат а потом расписывают, чтобы они были яркими и красивыми. Зачем нужна игрушка?
Дети отвечают.
(Варианты ответов - чтобы играть,подарить кому-то, для забавы, украсить дом).
Бабушка Матрена :
- Все верно говорите, игрушки мастерицы лепят детям для забавы, кому-то в подарок, на ярмарку продать, а вот во время войны, давным-давно, мастерицы лепили игрушки и обменивали на яйцо или полстакана пшена. Вот так и жили. Посмотрите, ребята, какой узор на моей игрушке. Это тонкие полоски, я их наношу концом кисти. Кто же мне,старенькой подскажет, как правильно пользоваться кистью и краской?
Ответы детей.
(Окунаем кисть в стакан с водой, снимаем последнюю каплю о край стакана, набираем немного краски только ворсом кисти.)
Бабушка Матрена :
- Мы вместе окунем кисти в стакан с водой, снимем последнюю каплю воды о край стакана и наберем немного краски такого цвета, кому какой нравится. Для росписи своих игрушек выбираем вот такие цвета - желтый, фиолетовый, зеленый, красный. (Дети набирают краску). А теперь нанесем тонкие прямые линии на туловище и ножки фигурок животных и на бока птиц. Вот так. (Показывает). Кто выбрал желтый цвет - это цвет солнышка, кто выбрал фиолетовый - это цвет воздуха, кто выбрал красный - это цвет заката, а кто выбрал зеленый - это цвет травы и растений. Чтобы игрушка была красивой, ее лепят и расписывают с душой - не торопясь, старательно, аккуратно.
Дети расписывают игрушки.
Бабушка Матрена :
- Теперь, ребята, прорисуем глазки, раскрасим гребешки петушкам и бородку, рожки козлику.
Дети прорисовывают, раскрашивают детали.
Бабушка Матрена :
- Какие вы молодцы, ребята, у вас все получилось! Маленькие мастера! За ваши старания, усидчивость, аккуратность я вам подарю игрушки.
Рефлексия
Бабушка Матрена :
- Дети, понравилось вам у меня в гостях? Что больше всего понравилось? А как вы поступите со своей игрушкой? Что будете с ней делать? Почему ты, Арина, выбрала такой цвет для росписи своей игрушки? А ты, Оля?
Ответы детей.
Бабушка выставляет на поднос совместно с воспитателем расписанные игрушки.
Воспитатель:
- Благодарим тебя, бабушка, за то, что ты познакомила нас с кожлянской игрушкой, научила расписывать особым образом - прямыми полосками красного, желтого, зеленого, фиолетового цветов. Мы вернемся в детский сад и покажем остальным
Дети:
- До свидания!
Бабушка Матрена и Внук :
- До свидания! Приезжайте к нам еще!
Педагог с подносом, на котором размещены расписанные игрушки, уходит с детьми в группу.