Елена Викторовна Дахно
Интегративное воздействие искусств на эмоционально-творческое развитие личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа «ВДОХНОВЕНИЕ» представляет собой интересный поиск, который вылился в попытку обобщения практического опыта,связанного с осмыслением проблемы интеграции. В написании данной программы авторы опирались на положения Л. С. Выготского о «синкретичности» детского творчества, детской игры на психологические механизмы восприятия искусства.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Публикация «Интегративное воздействие искусств на эмоционально-творческое развитие личности дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Исходя из необходимости переориентации педагогического процесса в решении образовательных проблем, нами была создана технология программы по интегративному воздействию искусств на эмоционально-творческое развитие личности дошкольников. Программа называется «ВДОХНОВЕНИЕ»,так как обе стороны программы обращены ко взрослым и детям, специфика методик целиком и полностью соответствует определению, данную психологами. Вдохновение-состояние высшего подъёма в творчестве, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческих задач, при котором достигается максимальный результат.
Входе программы «ВДОХНОВЕНИЕ» вовлекается в творческий процесс не только художественно-музыкальное восприятие, но и собственное созидание ребёнка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество.
Целью программы является эмоционально-творческое развитие личности дошкольников посредством интегративного воздействия искусств.
ЗАДАЧИ:
•способствовать формированию эмоционально-целостного восприятия произведений искусства и окружающей действительности;
-способствовать формированию нравственно-эстетических ценностей;
-создавать условия для развития художественно-творческих способностей;
-развивать образное мышление дошкольников, их фантазию и воображение.
Задачи строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения,
что позволяет перейти ребёнку от восприятия к сопереживанию (эмпатии)
,от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
Принцип гуманизации
гарантирует свободу и самостоятельность детей в ходе занятия, предполагает побуждение к исследовательской
работе.
Принцип интегративности определяет взаимодействие как произведений различных видов искусств, так и различных видов художественно-музыкальной деятельности.
Принцип одномоментости восприятия искусства дает возможность к созданию наиболее целостного художественного образа, вызывает наиболее полное усвоение информации и большой диапазон эмоций и чувств, обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слов и осознание миры культуры. В результате этого ребенок способен выйти самостоятельно на различные способы, сродства передачи образов в рисунке, пластике движений, мимике, слове.
Принцип контрастности строится на противоречивости произведений по эмоционально-образному настрою. Он позволяет чувствовать внутренний мир предполагаемых произведений и облегчает сопряжение его с внутренним миром ребенка.
Добиваясь сильного эмоционального воздействия искусств на ребенка, предлагается показ репродукций, который способствует восприятию музыки. При этом, как отмечает Н. Г. Пешкова, в картинах должны быть ослаблены сюжетно-событийные моменты. "Важно не столько изображение события, сколько изображение состояния, где сюжет превращается в мотив, акцент переносится на состояние. Действие картины должно быть переведено из внешнего плана во внутренний через столкновение, контраст, полифонию чувств, состояний внутреннего мира". Но если в начале музыкальные произведения и произведения живописи выстраиваются по принципу контрастности, то в последующем происходит сближение “палитры чувств".
При составлении программы тщательно взвешивался объем зрительного ряда (2-3 произведения живописи на 1 муз. произведение, определялось количество прослушиваемой музыки, степень ее
"совпадения" с произведениями изобразительного искусства.
Технология программы “Вдохновение" выстраивается, опираясь как на творческую деятельность педагогов, так и на необходимость создания художественно-эстетической развивающей среды. Предметно-развивающая среда, как главное условие осуществления художественно-творческого развития личности ребенка посредством взаимодействия различных видов искусств, выстраивается в соответствии с принципами Концепции построения развивающей среды жизни детей и взрослых в системе дошкольного учреждения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Стрелкова).
Согласно принципам содержание предметно-развивающей среды включает;
- исходя из специфики художественно-творческих занятий,
желательно проводить их в специально оборудованном помещении, содержащем все условия для проведения одновременно различных видов деятельности. Необходимо наличие проигрывателя или магнитофона, фортепиано, мольбертов, столов, стульев, коврового покрытия;
- эстетические оформление комнаты;
- необходимо обеспечить гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного,дидактического и игрового материалов;
- предусматривается появление неожиданностей в предметно-развивающей среде, что позволяет максимально приблизиться к настроению задуманного действа. (новогодняя елка,игрушки и т. п.)
Содержание предметно-развивающей среды базируется на принципе построения коммуникативных условий:
-отсутствие традиционных методов занятия
(объяснение,показ способов изображения, обследование)
-метод «подмастерья», где весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка. Именно поэтому педагог должен много рисовать, выразительно декламировать литературные произведения, музицировать, давать детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Исходя из этого, предполагается тесное сотворчество и сотрудничество двух педагогов: руководителя по художественному творчеству и музыкального руководителя; .
• диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;
- игровые методы, которые несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют как созданию коммуникативных качеств детой, так и формированию чувства эмпатии;
- в ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие ребенка, его эмоциональный настрой. Исходя из этого, педагог может решать, необходима ли усиленная интерпретация музыкального произведения, чтение поэтических произведений во время прослушивания. В ходе всего занятия педагог ориентируется на ребенка, идет от ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь определить ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.
Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам детей (10-12 чел., что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей.
Занятия четко не регламентированы
по времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 45 минут.
Художественно-творческие занятия проводятся 1 раз в 2 недели.