Елена Малхасян
Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников на профессии сельского хозяйства
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кемлянский детский сад «Радуа»
Ичалковского муниципального района Республика Мордовия
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«АГРОЛАБОРАТОРИЯ»
Разработал: воспитатель
высшей квалификационной категории
Малхасян Е. В.
Кемля, 2022
Публикация «Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников на профессии сельского хозяйства» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Темочки
Актуальность. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, создание детской агролаборатори - это отличная возможность для детско-исследовательской деятельности, где у дошкольников развиваются умения наблюдать, сравнивать, выдвигать и проверять гипотезы. Таким образом, создаются необходимые условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и развитием ранней профориентации для дошкольников. С этой целью мы решили разработать годовой познавательно-исследовательский проект «Агролабратория».
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям труда, природному и рукотворному миру.
Проект определяет содержание, основные пути развития профориентации воспитанников, направлен на воспитание ранней профориентации воспитанников и формирования знаний о профессиях на селе. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Проект «Агролаборатория» представляет собой углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла с непосредственными практическими заданиями.
Данный инновационный проект заключается в подготовке будущих фермеров, начиная с детского сада, позволит воспитывать инициативных, трудолюбивых детей, умеющих применить полученные знания на практике. Во время изучения растений и цветов дети получают элементарные знания об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязи между ними. Они приобретают осознанное, ценностное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы. Ребенок осваивает простейшие умения организации безопасного взаимодействия с окружающим миром.
В проекте представлен план с применением инновационного оборудования, в том числе оснащение данной лаборатории образовательными модулями:
- метеостанция
- цифровая лаборатория «Наураша».
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в нашем детском саду оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Цель: Удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, развить интерес к сельскохозяйственным профессиям, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность.
Задачи:
Образовательные:
• обеспечить усвоение воспитанниками основных положений сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии;
Развивающие:
• формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам, бережного отношения к природе;
• формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Воспитательные:
• формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.
• формировать устойчивый интерес к труду.
• воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта воспитанники будут :
Знать:
историю происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур;
правила и способы выращивания сельскохозяйственных культур;
применение овощных культур в питании
Уметь:
научно правильно выращивать сельскохозяйственные растения;
правильно убирать и хранить собранный урожай;
проводить простейшие агрономические опыты.
У воспитанников будут развиты следующие личностные качества:
интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Методы и формы реализации проекта
Наглядные методы:
Видео-показ;
наблюдения;
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога;
обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических и др.);
загадывание загадок;
Практические методы:
организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений;
экологический практикум.
Участники проекта :
• дети подготовительной группы;
• педагоги – воспитатели;
• родители воспитанников.
Продукт проектной деятельности :
- защита исследовательских проектов и творческих работ «Юный агроном»
Сроки реализации проекта :
продолжительность проекта : постоянный, ежегодный (октябрь – август).
Этапы и сроки реализации проекта «Агролаборатория» :
I этап – Подготовительный
- Обсуждение темы, цели и задач проекта;
- Изучение методической литературы по теме проекта;
- Подготовка анкет для первоначального опроса участников, которые примут участие в проекте;
II этап - Основной
- Проведение совместных мероприятий по намеченному плану
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
Неделя Тема Программное содержание Форма работы
1 «Знакомство с агролабораторией» Познакомить с агролабораторией Работа на метеостанции; экскурсия в агролабораторю,
2 «Значение растений в жизни человека» Расширить знания детей о растениях и их значимости в жизни человека. Работа на метеостанции; беседа
3 «Гербарий растений» Познакомить детей с гербарием (сбор, сушка, оформление) Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие
4 «Профессии людей, занятых в цветоводстве» Прививать детям интерес к цветоводству, формировать практические умений вести наблюдения за явлениями природы, стремления заботиться о растениях. Работа на метеостанции; видео-показ познавательного фильма.
НОЯБРЬ
1 «Огород на окошке» Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях. Работа на метеостанции; игровая ситуация
2 «Влияние света и температуры на рост растений» Познакомить с понятиями «свет», «освещенность», «температура»; обучить измерять температуру различных объектов; объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов. Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша»
3 «Размножение комнатных растений» Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями). Работа на метеостанции; беседа,
видео-показ познавательного фильма
4 «Питание комнатных растений» Дать детям элементарные представления о питании растений. Подтвердить знания экспериментом. Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации
ДЕКАБРЬ
1 «Почва. Земельные смеси» Показать сложность состава почв и многообразие их типов. Обратить внимание на малочисленность плодородных почв на земле. Работа на метеостанции; беседа,
Просмотр презентации
2 «Кислотность» Познакомить с понятием «кислотность»; научить измерять кислотность разных продуктов. Работа на метеостанции; беседа, Практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша»
3 «Цветочные растения открытого грунта» Закрепить представление детей о цветочных культурах; познакомить с видами цветов открытого грунта. Работа на метеостанции;
беседа,
просмотр познавательного видеофильма
4 «Мир растений»
Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.
Работа на метеостанции; защита исследовательских и творческих работ
5 «Мир растений»
ЯНВАРЬ
1 «3начение овощей в жизни человека» Закрепить представление детей овощных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях. Работа на метеостанции; беседа,
просмотр презентации
2 «Электричество» Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение»; научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша»
3 «Семена овощных культур» Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена овощных культур, отличать их друг от друга. Работа на метеостанции; беседа,
практическое занятие
ФЕВРАЛЬ
1 «Подготовка семян к посадке. Проращивание семян» Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие
2 «Почва. Тепличные грунты» Дать представление о почве и её составе; развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы. Работа на метеостанции; беседа,
практическое занятие
3 «Удобрения» Ознакомить с новым видом ухода –удобрение почвы (подкормкой, некоторыми правилами внесения удобрений) Работа на метеостанции; видео-показ познавательного фильма
4 «Посадка позднеспелых овощных культур (баклажан, томаты,перец) Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за овощами. Работа на метеостанции; экологический практикум
МАРТ
1 «Выращивание зеленых в теплице» Познакомить детей с разными способами выращивания зеленых в теплице. Работа на метеостанции; экологический практикум
2 «Наблюдения за всходами овощей» Учить детей устанавливать связь между состоянием растений и условиями, в которых оно находится, уходом за ними; формировать понятие о том, что посаженные растения зависят от ухода за ними человека. Работа на метеостанции; беседа,
наблюдения
3 «Выращивание рассады овощных культур» Познакомить детей с разными способами выращивания рассады овощных культур Работа на метеостанции; экологический практикум
4 «Профессии людей, занятых в овощеводстве» Познакомить детей с профессией овощеводов. Работа на метеостанции; беседа
5 «Цветы открытого грунта» Расширить и закрепить знания детей о цветочныхрастениях, растущих на участке детского сада. Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации
АПРЕЛЬ
1 «Пикирование рассады овощных культур» Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за растениями. Работа на метеостанции; экологический практикум
2 «Пересадка комнатных растений» Познакомить с приёмами по пересадке комнатных растений Работа на метеостанции; практическое занятие
3 «Мир сельскохозяйственной техники» Расширять знания детей о сельскохозяйственной технике и ее роли на различных этапах сельского труда. Работа на метеостанции; виртуальная экскурсия, чтение стихотворений
4 «Растения на участке
детского сада» Познакомить с конкретными видами деревьев, кустарников,
Культурнымии дикорастущими
травянистыми
растениями на территории детского сада, знают их названия, характерные признаки,
особенности строения. Работа на метеостанции; беседа,
экскурсия на участок детского сада
МАЙ
1 «Вредители и болезни почвы и растений» нания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о
Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности детей по защите природы. Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации
2 «Посев и посадка овощей в открытый грунт» Сформировать у детей знания и навык высадки рассады Работа на метеостанции; экологический практикум
3 «Уход за рассадой на огороде» Развивать практические навыки ухода за рассадой овощных культур.
Работа на метеостанции; практическое занятие
4 «Юный агроном» Обобщить и систематизировать знания детей о растениеводстве и овощеводстве;
Сформировать у детей интерес к исследовательской и опытническойдеятельности.
Работа на метеостанции; защита исследовательских и творческих работ
ИЮНЬ - АВГУСТ
1 Уход за учебно-исследовательским участком, теплицей (полив, прополка, рыхление) Познакомить детей с технологией выращивания, способами полива растений, рыхления. Работа на метеостанции; практическое занятие, наблюдения
2 Сбор урожая Сформировать трудовые навыки, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, привычку трудиться, воспитывать любовь к коллективному труду. Работа на метеостанции; практическое занятие
III этап – Заключительный
- проведение итогового анкетирования среди участников проекта;
- защита исследовательских и творческих работ «Юный агроном»;
- участие воспитанников в Районном конкурсе исследовательских проектов и творческих работ «Я-исследователь»;
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2015г.
2. Кирюшин В. И. Экологические основы земледелия. - М. Колос,2016г.
3. Конаков А. П. Техника для малых животноводческих ферм. И: Академия, 2014г.
4. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева Е. А. - М. : Издательство Ювента,2015
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей», 2018