Елена Нистратова
Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе детского сада
№104 ОАО «РЖД»
Здоровьесбережение детей стало одной важнейших проблем нашего времени. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья: «Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов». Одной из важнейших задач нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития; воспитание потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Публикация «Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
Система оздоровительной работы ведется по следующим направлениям:
1. Создание комфортных условий и положительного микроклимата в группах детского сада;
2. Учет индивидуальных особенностей развития ребенка:
3. Обеспечение положительной эмоциональной мотивации во всех видах детской деятельности.
Старшая медсестра, воспитатели проводят диагностику физического развития детей в начале и в конце учебного года, что дает возможность получить достаточно объективную картину физической подготовленности детей. Так же два раза в год проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников следующими специалистами: эндокринологом, окулистом, хирургом, отолорингологом, педиатром, неврологом, делается узи щитовидной железы, общий анализ крови. По результатам обследования каждый из специалистов дает заключение, прогноз развития и конкретные рекомендации по укреплению здоровья каждого ребенка. Для укрепления здоровья детей используются: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, традиционные виды закаливания: воздушные ванны, фитотерапия, дыхательная гимнастика, оздоровительный массаж и др. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребёнка, умелый подход воспитателей обеспечивает хорошее самочувствие и активность детей. В приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, основное внимание уделяется формированию основ гигиенической и двигательной культуры. С раннего детства детей приучаем заботиться о своём здоровье, формируем потребность ведения здорового образа жизни.
Для поступающих детей медсестрой и воспитателями ведутся адаптационные листы, в которых отмечается, как ребёнок играет, общается с взрослыми и детьми, какой у него аппетит, сон. Для снижения заболеваемости разработан план лечебно – профилактических процедур, намечен план мероприятий, связанных с закаливанием дошкольников, мероприятий направленных на профилактику ОРВИ и гриппа.
В современных условиях полноценное воспитание и развитие ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения, а именно, тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников. При проведении непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в учреждении осуществляется медико-педагогический контроль организации физической нагрузки соответственно группе здоровья дошкольников, полу, возрасту и даются необходимые рекомендации.
Одним из важнейших направлений физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития, воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей.
Так что же такое здоровьесберегающая технология? Здоровьесберегающая технология –это комплекс технологического обеспечения социокультурной готовности, который понимается как интегральная качественная характеристика среды жизнедеятельности населения основывающаяся на экономическом развитии региона, его экологическом состоянии, климатогеографических и медико-демографических особенностях, на развитии физической культуры (Н. В. Седых).
Здоровьесберегающая технология включает в себя:
Систему мероприятий;
Совокупность приемов, методов и подходов;
Качественную характеристику образования.
Основная цель использования здоровьесберегающих технологий: Сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование их психофизического развития, придание воспитательно-образовательному процессу здоровьесберегающего и развивающего характера.
В нашем детском саду используются следующие
здоровьесберегающие технологии;
Фитбол - гимнастика:
Фитбол - гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи. Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий. Внедрение фитбол-гимнастики началось у нас с 2007 года. Фитболы есть у нас не только в физкультурном зале, но и в каждой возрастной группе. В вечернее время дети используют их самостоятельно. Для реализации этой технологии мы используем методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа для детей старшего дошкольного возраста» О. А. Горбатенко.
Степ-аэробика.
В ряду наиболее эффективных комплексов оздоровительной гимнастики техника степа - самая простая в исполнении и эффективная. Она позволяет в короткий срок добиться наилучших результатов - сделать фигуру красивой, повысить жизненный тонус, укрепить мускулатуру и наполнить тело жизненной энергией.
Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и легкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Заниматься на степ - платформах мы начали совсем недавно, с сентября 2013года. Работать на степах мы берем детей старшей и логопедической групп. Но и за это время мы заметили, что дети с большим удовольствием спешат на степ-аэробику, они уже знают основные шаги, правила техники безопасности. Здесь мы также используем методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа для детей старшего дошкольного возраста» О. А. Горбатенко.
Программа «Комфорт» является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологически обратной связи. Для детей программа используется в следующих направлениях:
1. Коррекция:
Психоэмоциональных нарушений:
Состояний при психосоматических заболеваниях;
Логопедическая коррекция.
2. Оздоровление и профилактика:
Оптимизация функционального состояния;
Снижение стрессовой нагрузки и проявлений дистрессовых реакций;
Обучение эффективным навыкам саморегуляции.
3. Развитие:
Обеспечение благоприятных условий развития детей и подростков;
Обеспечение процесса личностного развития;
Расширение возможностей социально-психологической адаптации.
Программа «Комфорт» позволяет заниматься с детьми начиная с 3-х летнего возраста, поэтому ее можно включать в комплекс развивающей и коррекционной работы с детьми специалистами детских садов, начальной школы, общеобразовательных и лечебно-профилактических учреждений.
В дошкольных образовательных учреждениях программа позволяет провести с малышами профилактическую работу по предупреждению возникновения психосоматических и нервно-психических нарушений, обеспечить максимально благоприятные условия для развития ребенка и успешной адаптации его к школьному обучению.
Это программа используется в детском саду в течение года. Она уже дала положительные результаты в обучении навыкам саморегуляции, коррекции психоэмоциональных нарушений. Данная работа проводится с письменного согласия родителей воспитанников.
Программа «Статус» - предназначена для проведения занятий с целью профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. Основа программы «Статус» - метод функционального биоуправления по электромиограмме - это обучение управлению функцией мышц с помощью электронных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (световые, звуковые, комбинированные). Программа предназначена для детей с 4-х лет.
Показания к применению метода функционального биоуправления по электромиограмме:
Функциональные нарушения осанки;
Заболевания позвоночника (скалиотическая болезнь 1-2 степени, остеохондроз позвоночкника в период вне обострения. Юношеский кифоз);
Последствия компрессионного перелома позвоночника;
Нарушения осанки при хронических заболеваниях внутренних органов;
Нарушения осанки при последствиях заболеваний и повреждений нервной системы (ДЦП, гемипарез, акушерский порез);
Функциональная недостаточность стоп;
Статическое плоскостопие и плоско-вальгусные стопы;
Врожденные плоско вальгусные стопы.
Программа используется с января 2013года. Работа проводится с детьми по рекомендации врача (плоскостопие) старшей медицинской сестрой.
Таким образом, внедрение представленных здоровьесберегающих технологий дает положительные результаты. Уменьшилось количество часто болеющих детей. При диагностике двигательных качеств фиксируются результаты соответствующие возрасту и полу детей. Улучшается эмоциональный настрой у детей, формируется положительная мотивация здорового образа жизни.