Елена Русакова
Информационно-творческий проект «Почему кошек любят все?»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных и творческих способностей детей
Вид:
творческо-информационный.
Продолжительность:
1 месяц (среднесрочный)
Участники:
дети, родители, воспитатели
Образовательная область:
Познание, Ознакомление с окружающим миром, Развитие речи, Коммуникация, Социализация.
Публикация «Информационно-творческий проект „Почему кошек любят все?“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошки. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Актуальность:
Воспитание активного любознательного,интеллектуально развитого ребенка -приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики,особенно в современных условиях. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на познание окружающего мира, на счастливую жизнь. Участие детей в проекте» Почему кошек любят все?»… позволяет максимально обогатить знания детей и представления о домашнем питомце, развить связанную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Определить пользу существования кошек в жизни человека.
Цель:
1. Определить педагогические основы проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей 5-го года жизни.
2. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, в процессе разработки детско -взрослого образовательного проекта.
3. Выяснить влияние знаний о домашнем животном на становление и развитие самопознания и самооценки у детей.
4. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых вопросов.
Задачи:
1. Раскрытие творческого потенциала у детей и родителей.
2. Развитие умения работать в группе.
3. Совершенствовать приобретенные знания в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий.
4. Обогатить представления детей о домашнем животном.
Завершить проектную деятельность решением проблемы и созданием творческой работы:
1. Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими.
2. Развивать аналитическое мышление (исследовательская деятельность в ходе решения проблемы).
3. Знать, чем питаются, как ухаживать, какую пользу приносят.
4. Активизировать речь.
5. Развивать умения в составлении творческого описательного рассказа.
Основные направления реализации проекта:
-занятия;
-беседы с детьми;
-домашнее задание для детей и родителей (рисование портрета, фото-коллаж, составление рассказа о любимце, коллекция примет, подбор стихов, загадок, конкурс семейного творчества на лучшую поделку.)
Предварительная работа:
-Поисковая работа по подбору информации;
-Поисковая работа по подбору иллюстративного материала
-Рассматривание картин;
-Чтение стихов, потешек, загадок. ;
-Подвижные игры;
-Физические упражнения;
-Заучивание стихотворений, потешек, песенок;
-Выполнение группового коллажа «Кото-фото-выставка….»
Продукт проектной деятельности:
-Изготовление книжек – самоделок;
-Составление рассказов;
-Подбор информации;
-Выставка детских работ, рисунков;
-Фотовыставка.
Презентация:
-Выставка коллажа, рисунков, работ и т. д. ;
-Фото выставка.
Первый этап работы
«Беседа о домашних животных»
Цель:
1. Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные».
2. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения:
живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.
3. воспитывать интерес и любовь к этому домашнему животному.
4. Формировать умение наполнять обобщенные существенные признаки конкретным содержанием.
5. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, у вас есть дома кошка? Как её зовут? Какого она окраса?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что давным-давно кошка не жила у человека. Она была дикой, жила в лесу. Человеку понравилось это маленькое, пушистое животное и он приручил его. Кошка стала ловить мышей в амбарах с зерном.
С кошкой на Руси было связано много поговорок, пословиц, примет. И сейчас есть такой обычай – первой в новый дом хозяин пускал кошку, чтобы в нём было уютно, хорошо. Когда кошка умывается, говорят, что она зовёт гостей. Если кошка свернулась клубком- на мороз, у печки- к ненастью, а если лежит вверх брюшком- к теплу.
Кошка очень привязана к человеку. Дома во дворе старается быть рядом. На воле это опытный, самостоятельный хищник- самоуверенный и осторожный. Преданную и послушную собаку выводят на прогулку, своевольная кошка «гуляет сама по себе». Вы не замечали, что когда вы возвращаетесь домой после долгой поездки,- кошка бежит к вам, весело мяукает, мурлычет, трётся о ноги. Она скучала и теперь рада, что вы приехали.
У кошки есть свои особенности. Так как она ночной охотник- она хорошо видит в темноте. А если темнота очень чёрная, то кошка чувствует предметы усами. У кошки подвижные ушки. Она сидит, дремлет, но если где-то послышится звук, ушко поворачивается в эту сторону. Кошка слышит очень тихие звуки, поэтому она на большом расстоянии подслушивает «разговоры» мышей и отыскивает их норку.
Своё настроение кошка выражает хвостом: если хвост беспокойно двигается- животное недовольно; хвост распушен- она злится и скоро пустит в ход когти. Когда она спокойна, у неё миролюбивое настроение- хвост завёрнут вокруг её тела.
За кошкой необходимо ухаживать. Вы ухаживаете за своей кошкой? Как? Чем питаются кошки? Что она ест, кроме того, что вы ей даёте? Вы любите своих кошек и котов? Не обижаете их? Тогда давайте поиграем в игру «Кошка и котята».
Второй этап работы
Наблюдение за кошкой
Цели:
1. Закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;
2. Воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Хоть и бархатные лапки, но зовут меня царапкой, Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Рыжий кот осенними Листьями шуршит, Возле стога с сеном Мышек сторожит. Тихо притаился Он в траве густой и с кустами слился Шубкой золотой.
Почему кошка — домашнее животное?
Как выглядит домашняя кошка?
Чем питаются кошки?
Как называются детеныши кошки?
Какие породы кошек вы знаете?
Какую пользу людям приносят кошки?
Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
Докажите, что кошка — хищное животное.
Сравните способности и характеры собак и кошек.
Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?.
Тема: «Ах какие наши кошки»
Проблема: «Кошка в семье».
Цель: развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых вопросов.
Предварительная работа: исследование, оформление и подготовка к презентации проекта (работа выполняется дома ребенком вместе с родителями, воспитатель консультирует и контролирует весь процесс работы над проектом.)
Материалы: презентация, слайды с изображением кошек.
Ход занятия: просмотр презентации проекта по следующему вопросу:
«За что можно любить кошку» (Приложение).
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрели и послушали выступление ребят, которые рассказали много интересного про своих домашних животных кошек.
Итак, расскажите, как выглядит кошка? Какого цвета бывают кошки?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Р. Селянина «Наш котенок»
Стихотворение читает ребенок:
У котёнка шёрстка гладкая.
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шёрстку лижет.
Воспитатель: Ребята, а кого боится кошка?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас послушайте стихотворение Т. В. Сапгира «Кошка»
Стихотворение читает ребенок:
-Кошка, как тебя зовут?
-Мяу.
-Стережёшь ты мышку тут?
-Мяу.
Мяу, хочешь молочка?
-Мяу.
-А в приятели – щенка?
-Фрр!
Воспитатель: Что любит делать маленький котенок? Как он играет? Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте стихотворение В. Д. Берестова «Котенок»
Стихотворение читает ребенок:
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Воспитатель: Послушайте стихотворение О. И. Высотской «Холодно»
Стихотворение читает ребенок:
Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей –
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
Воспитатель: Вам жалко кошку Мурку? Как будет мяукать кошка под дверью: тихо и жалобно или громко и требовательно? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Можно ли дразнить, обижать кошку? Как она будет защищаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение В. Стоянова «Кошка» Это и будет ответ на этот вопрос.
Стихотворение читает ребенок:
-Вы со мной знакомы близко.
Я – приветливая киска.
Кверху – кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Мя-у!
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят – мне приятно.
Не таю своих привычек –
Я люблю мышей и птичек.
Мя-у!
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно –
Я царапаюсь ужасно!
Мя-у!
Воспитатель: Кто должен бояться кошки?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру.
Игра «Мыши водят хоровод»
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Да мы очень много узнали про кошку, как она выглядит, во что она любит играть и что ее нельзя дразнить и обижать, что кошки наши друзья. Молодцы ребята!
Лепка: «Мой котенок»
Цель:
1. Учить лепить животного способом скульптурной лепки, вытягивая части из целого куска.
2. Развивать умение придание фигурке динамичность (стоит, лежит, бежит, повернулась и т. д.)
3. Закреплять умение плотно прижимать и сглаживать места креплений некоторых деталей.
4. Передавать пропорции фигурки и её деталей.
5. Воспитывать усидчивость и желание довести начатое дело до конца.
Материал:
досточки, пластилин, стека, вода.