Кравченко Елена
Консультация «Информационная безопасность детей»
▼ Скачать
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (Слайд 1)
С 1 сентября 2012 года начал действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее - Закон).(Слайд 2)
Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.
Публикация «Консультация „Информационная безопасность детей“» размещена в разделах
Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».
Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей,а также понятие информационной безопасности детей.
ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА?
Это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. (Статья 2 ФЗ (Слайд 3)
Информация, причиняющая вред здоровью и развитию ребёнка, делится два основных вида (Слайд 4) :
1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.
2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет. (Слайд 5.)
Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.
Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ? (Слайды 6-8.)
Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах.
- производитель, распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино-и видеообслуживании;
- знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале;
- Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах. При этом размер знака информационной продукции должен составлять не менее 5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения. (Статья 12 ФЗ)
Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории.
Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении - разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.
Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле-, видео- продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет какая информация будет доступна его ребенку.
Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.
Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.
Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в т. ч. сети ИНТЕРНЕТ, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.
Какие же угрозы таит в себе Глобальная сеть? (Слайды 9-18)
Порнография, суицид, наркомания, депрессивные молодёжные течения, интернет-зависимость.
(Слайд 19-20)
Какие рекомендации можно дать родителям? (Слайды 21-22)
1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им
следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
3. Составьте список правил работы детей в Интернет и помните, что
лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут
минимальны, но зато действовать всегда и без оговорок.
4. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ
мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т. д.,
использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих
регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему
ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной
информации.
5. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как
домашний адрес, номер телефона и любую другую личную
информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки,
время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д
6. Объясните своему ребенку, что как и в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
7. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;
8. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
9. Объясните, что далеко не все, что можно увидеть в Интернете – правда. При сомнениях, пусть лучше уточнит у вас.
10. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей
комнате
11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети.
12. Используйте современные программы, которые предоставляют
возможность фильтрации содержимого сайтов, контролировать
места посещения и деятельность там.
Программы-фильтры: Power Spy 2008, iProtectYou Pro, KidsControl, CYBERsitter, КиберМама. (Слайды 23-27)
Надеюсь, что предоставленная информация оказалась полезной и поможет в дальнейшем Вам и вашим детям. (Слайд 28.)