Анастасия Дятлова
Взаимодействие педагога и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи взаимодействия с родителями и детьми, которые я ставлю перед собой как педагог :
1. Заинтересовать детей и родителей перспективами социально-нравственного воспитания детей в кружке ДДТ.
2. Создать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.
Ни для кого не секрет: взаимодействие педагога и родителей необходимо. Но в жизни оно встречается довольно редко. Причин много.
Публикация «Взаимодействие педагога и родителей» размещена в разделах
Во первых, родители как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили, кормим, даем все что можем, а воспитывают и учат пусть в школе». Налицо снижение родительских функций в полном понимании этого слова. Наверно, это примета времени. У родителей отсутствует интерес к тому, что делается в учреждении дополнительного образования «Доме детского творчества». Они заняты, загружены работой.
Во вторых, я как педагог заинтересована во взаимодействии с родителями и стараюсь контактировать, найти общий язык, обращаю внимание родителей на занятость ребенка в свободное от учебы время. Знакомлю родителей, чем ребенок будет занят на кружковых занятиях.
В третьих, родители зачастую не считают Дом детского творчества важным в становлении личности, не придают ему такого же значения, как школе.
Еще одна причина по которой не возникает необходимого взаимодействия с родителями, детьми, это может стать неудавшийся контакт (неудачный разговор, непонимание между педагогом и родителем или конфликт между педагогом и ребенком). Конечно, трудно говорить с человеком, у которого другое видение жизни, видение задач воспитания, другое видение подходов к ребенку, который обидел или унизил взрослого или ребенка, или нанес психическую или физическую травму ребенку. Еще одно обстоятельство является причиной отчуждения Дома детского творчества – отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей. Мама, к примеру, хотела бы, чтобы свободное от учебы время ребенок проводил под присмотром в Доме детского творчества, но папа не разрешает и наоборот. Может быть и так: родители уверены, что их ребенок в Доме детского творчества на кружке временно, на какой-то короткий срок, и у них нет интереса к общению с педагогом. Независимо от причин я всегда стараюсь взаимодействовать с семьями кружковцев. Как показывает практика, родители не любят собраний. Анкеты, опросники тоже не пользуются популярностью. Насильно, ничего сделать невозможно. Сделать что-то можно, только если удается достичь взаимного уважения, доверия. Что может способствовать этому? Я нашла выход. Собрание для родителей кружковцев провожу на базе школ в классах. Заранее обговариваю с классным руководителем о проведении родительского собрания в школе, классе, о времени для моего выступления. Учителя всегда идут на встречу. Очень важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, поэтому выступление на собрании начинаю с приветствия и благодарности родителям за решение родителей посещать ребенком кружок, который веду я. Так же это проведение мероприятия, праздника, родители преображаются – тает ледок, загораются глаза. Часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребенка и, может быть, новое, более теплое к нему отношение. Возникает и благодарность к тем, кто с ребенком занимается, кто в него что-то вкладывает. Периодические праздники, это основное что сближает родителей и педагога. В кружке «Волшебная бисеринка» мне помогает сближению и такой прием как возможность ребенка забрать работу домой выполненную на занятии. Советую родителям сохранять детские работы, найти каждой работе в доме видное место – это стимулирует ребенка к новым достижениям. Выставки детских работ в кружке, тоже этому способствуют. Чтобы родители проявляли больший интерес к работе кружка, я стараюсь показать результаты творчества детей, предлагаю родителям приобщиться к делам кружка (посещать занятия, наши мероприятия, рассказываю о ребенке позитивное, и встречаю со стороны родителей доброе отношение к себе. Моя работа с родителями приносит результат : дети с желанием посещают занятия, родители обеспечивают своего ребенка необходимым материалом и часто посещают занятия выполняя то же задание что и дети. На занятиях налажена атмосфера теплых дружеских взаимоотношений. Общаясь с родителями и ребенком, стараюсь получить следующую информацию:
• Состав семьи, профессия, образовательный уровень родителей;
• Общая семейная атмосфера. Особенности взаимодействия между членами семьи : ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые;
• Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план);
• Как родители понимают роль дополнительного образования в формировании личности ребенка;
• Система воспитательных воздействий на ребенка;
• Участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;
• Непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком, отсутствие воспитания;
• Организация совместных форм деятельности;
• Вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; Родители с которыми не получается взаимодействовать – это родители проблемных детей (дети, которые имеют неустойчивое поведение, дети с асоциальным поведением (грубые, агрессивные, как правило не проявляют заинтересованности во взаимодействии не только с педагогом дополнительного образования, но и с учителями в школе. Они озабочены только одним желанием – как можно скорее избавиться от трудного ребенка.
Формы работы с родителями :
1. Общешкольные и кружковые родительские собрания.
2. Занятия с участием родителей.
3. Выставки детских работ в выставочном уголке кружка.
4. Дни открытых дверей.
5. Консультативно – информационная работа:
- оказание помощи родителям как участникам образовательного процесса;
- оформление информационного стенда, который носит информацию о работе кружка. Считаю, что наглядная информация играет большую роль в сотрудничестве с родителями.