Ирина Иванова
Информация и презентация к родительскому собранию «Дети против антиигрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация к родительскому собранию «Дети против антиигрушки»
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
2. Психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
Публикация «Информация и презентация к родительскому собранию „Дети против антиигрушки“» размещена в разделах
4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?
Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;
содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.
2. Игрушки устрашающего характера:
способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,
детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства;
детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;
Пример антиигрушки : «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!» :
изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.
Примеры антиигрушек : «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор, производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп подростка; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень; кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная надпись: «Жестокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим» и пр. :
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:
связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или живот- ному.
4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.
Пример антиигрушки : брелок типа тамагочи или говорящая кукла с электронной начинкой, постоянно отвлекающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня», «Я хочу пи-пи» и т. п.) во время, когда он занят другими играми или занятиями.
5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного.
Например, игрушки-упаковки к чупа - чупсам: сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и т. п.).
6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных
Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом уровне.
К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:
изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;
посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в та- ком моделировании;
способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;
явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.
Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;
провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком;
побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации, формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни
изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;
связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).
Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка.
Литература: Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.