Анна Катаева
ИКТ и здоровьесбережение в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в процессе формирования человека как личности. В данном возрасте наиболее стремительно развиваются личные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развития физических качеств ребёнка, необходимых для эффективного участия него в различных формах двигательной активности. Это создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Публикация «ИКТ и здоровьесбережение в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ и методов, направленные на воспитание у ребёнка культуры здоровья, качеств его развивающейся личности, что поспособствуют его укреплению и сохранению.
Здоровьесберегающие технологии направлены на:
- сохранение и стимулирование здоровья ребёнка на основе комплексного и системного использования средств физического воспитания;
- коррекцию состояния малыша;
- обучение здоровому образу жизни;
- партнёрство семьи, педагогического коллектива и детей в укреплении здоровья и развитии личностных качеств и потенциала.
Роль ИКТ в здоровьесберегающих технологиях.
Информационные технологии всё глубже проникают во многие сферы жизни человека, отчего растёт и их влияние на нашу жизнь. В нынешних реалиях перед педагогами встаёт новая задача – сохранение здоровья дошкольников вследствие использования информационных средств обучения, которые могут отрицательно сказаться на здоровье детей.
Применение ИКТ способствуют более высокому уровню обучаемости дошкольников в виду особенностей их восприятия – образный тип информации усваивается наиболее успешно, нежели другие виды. Подаваемая информация в формате мультипликационных роликов способна долго удерживать внимание ребёнка и откладываться в его сознании. Игровой формат позволяет вовлечь ребёнка в обучающий процесс и использовать его интерес и внимание на обретение и закрепление знаний, подаваемых в игре. Выше перечисленные преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании позволят привить детям культуру здоровья и вызвать интерес к данной теме.
Многочисленные исследования и эксперименты выявили последствия занятия с ИКТ детьми: ухудшение зрительно-моторной координации, психологическое истощение и нарушение биометрики ребёнка. Данные результаты приводят к надобности организации и проведения педагогических работ по восстановлению, сохранению и улучшению здоровья воспитанников на занятиях с использованием с ИКТ.
Для обеспечения и сохранения здоровья воспитанников во время занятий с компьютерными аппаратами и использованием ИКТ следует выполнять следующий комплекс упражнений:
- гимнастика глаз;
- дыхательная гимнастика;
- физкультминутки и гимнастика пальчиков;
- упражнения для снятия общего утомления, релаксация.
Комплекс упражнений для занятий с ИКТ направлен на укрепление детского организма, развитие его физических качеств, таких как моторика рук и координация движений, а также на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению волевых усилий, вырабатывает у ребёнка полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика постепенно приводит организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, стимулирует обмен веществ в организме и помогает развитию правильно осанки. Утренняя гимнастика проводится до завтрака. Утренняя гимнастика содержит в себе комплекс упражнений, рекомендованный для данной возрастной группы.
Двигательная разминка должна быть включена в активные игры в обязательном порядке. В такого рода разминку входят большинство игр, рассчитанных на ежедневное проведение на открытом воздухе. Пользуются популярностью игры, направленные на развитие навыков работы в коллективе. С возраста 4-х лет дети вполне могут запоминать и усваивать правила тех или иных игр, поэтому с этого возраста вполне возможно проводить с ними конкурсы и эстафеты.
Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения малыша. 90% воспринимаемой информации поступает через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для гимнастики органов зрения просты – в неё входят моргание, зажмуривание, взгляд вдаль, а также слежение за движущимся объектом, например, пальчиком.
Дыхательная гимнастика позволяет увеличить вентиляцию, циркуляцию лимфы и крови в лёгких, формируют правильную биометрику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Наклоны со вздохом и выдохом и игры на подобии «паровозик» или «часики» прекрасно подходят для этих целей.
Для развития мелкой моторики и развлечения детей необходимо проводить с ними регулярную разминку рук. Гимнастика для пальчиков необходима для того, чтобы ребёнок лучше справлялся с рисованием и письмом. Комплекс простых упражнений позволяет и театр теней на регулярной основе поможет дошкольнику развить не только мелкую моторику рук, но и стимулировать его речевой аппарат.
Релаксация является настолько же важным аспектом в физическом развитии ребёнка, как и активные игры. Для этого детям могут включать классическую музыку или звуки природы. Релаксационные паузы позволяют умственное, эмоциональное и нервное напряжение. Своевременный отдых позволяет мышцам отдохнуть, восстановить силы детям и не позволить эмоциям выплеснуться через край.
Закаливающие процедуры. Данный вид процедур, способствующих укреплению здоровья дошкольника и снижающих риск заболевания, очень важен. Это важная составная часть физической деятельности, которая способствует созданию и закреплению у дошкольника привычек ЗОЖ. Формы и методы закаливания варьируются в зависимости от времени года, возрастом и особенностями состояния здоровья детей. Одной из самых эффективных процедур закаливания в повседневности является прогулка. Для пущего эффекта педагог на своё усмотрение меняет последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.
Заключение.
Подготовка ребёнку к здоровому образу жизни является одним из важных целей для педагога и являться приоритетом как в ДОУ, так и дома. С помощью методов здоровьесберегающих технологий и продвинутых ИКТ участникам педагогического процесса ДОУ позволяет развить заложенный в ребёнке потенциал и заложить в основу его мировоззрения культуру здорового тела и духа.
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка : экспресс контроль в школе и дома /В. Ф. Базарный. М., 2005.
2. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя: науч. -метод. Пособие Е. И. Блинова, Р. Я. Симонян, Е. В. Мезенцева – Челябинск – Верхний Уфалей: изд-во образовательного центра «Симарс», 2007.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии : школьник и компьютер В. И. Ковалько - М., 2007. - 302 с.
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе», подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей, и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования. Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А. В. Баранников.
5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».