Бородина Лариса
Вариативная содержание дополнительного бесплатного образования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
II Часть —
II ЧАСТЬ – ВАРИАТИВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БЕСПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Пояснительная записка
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Темочки:
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Методы работы.
Основными методами работы по данной программе являются:
1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога, рассказ.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.
Содержание программы
Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности.
Виды творческой деятельности Содержание деятельности Цель Средства обучения
Литературная Выразительноепересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат Сказки, рассказы, стихотворения.
Игровая деятельность
Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия. Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи. Атрибуты, необходимые для проведения игры.
Драматизация Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу
Кукловедение Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук Пальчиковый и перчаточный театры, материалы для изодеятельности.
Театральная азбука Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам.
Реализация работы по программе.
1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
3. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность– направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и. т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих
способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.
- игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ.
Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результат Способы проверки
1. Ребенок знает различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре); различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни). диагностика
2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения.
Наблюдения, беседы, творческие задания
3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние Беседы, наблюдения
4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией) Наблюдения
Работа с родителями
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
• анкетирование;
• индивидуальные беседы;
• наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
• выставки и фотовыставки;
• совместная деятельность;
• день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций
Сроки Тема Форма проведения
Октябрь «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. Стендовая информация
Ноябрь-декабрь «Знаете ли вы своего ребёнка?» Анкетирование (См. приложение 1)
Музыкальный спектакль «по выбору воспитателя и детей» Спектакль для родителей
Февраль «Мои любимые герои» Выставка рисунков
Март-апрель Спектакль «по выбору воспитателя и детей» Спектакль
Апрель-май «Наши успехи» Стендовая информация
Учебно-тематический план
Месяц Виды детской деятельности Тема Формы работы с детьми
Сентябрь Подбор методической литературы
Составление учебного плана
Анкетирование родителей
Диагностика уровня развития речи детей
Октябрь Театральная азбука «Все о театре» Беседа, просмотр презентации, мультфильма. Посещение спектакля
Игровая деятельность Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки» Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения
Литературная деятельность Чтение сказка братьев Гримм «Волк и семеро маленьких козлят» Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят»
Драматизация Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» Драматизация музыкальной сказки
Ноябрь
Кукловедение «Волшебный сундучок» Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок)
Игровая деятельность Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать» Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов.
Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?»
Литературная деятельность А. Барто «В театре» Знакомство с литературным произведением
Заучивание стихотворения
Драматизация Разыгрывание сказки «по выбору воспитателя и детей» Инсценировка для родителей
Декабрь Игровая деятельность «Учимся говорить правильно» Объяснение понятия «интонация»
Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок
Литературная деятельность «Постучимся в теремок» Чтение В. Бианки «Теремок»
Пересказ сказки
Игра-загадка «Угадай - кто это?»
Этюд на расслабление.
Азбука театра «Волшебные руки» Беседа «Как устроена перчаточная кукла»
Просмотр презентации
Упражнения для развития крупной моторики рук
Кукловедение Перчаточный театр «Теремок» Интонационные упражнения
Драматизация сказки для младших групп
Январь Игровая деятельность «Играем пальчиками» Повторение и закрепление понятия «пантомима»
Игровые упражнения с помощью пальчиков
Литературная деятельность «Угадай сказку» Викторина
Драматизация «Сочиняем сказку» Занятие по развитию речи
Знакомство с жанровыми особенностями сказок
Февраль Азбука театра «Театральные профессии» Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш
Игровая деятельность «Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять» Повторение понятия скороговорка
Введение понятия «рифма»
Литературная деятельность Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»
Кукловедение Пальчиковый театр
«Репка» Инсценировка сказки с детьми
Март Игровая деятельность «Волшебные слова» Сказкотерапия
Литературная деятельность Чтение сказки «Колобок в хлебном царстве» Знакомство с новой сказкой
Распределение ролей
Обсуждение персонажей, их характер
Драматизация «Колобок в хлебном царстве» Репетиция по сказке
Разучивание по ролям
Разучивание песен, танцев
Кукловедение «Волшебный сундучок» Изготовление атрибутов к сказке
Апрель Драматизация
Май Литературная деятельность «У страха глаза велики» Чтение русской народной сказки
Рассказы детей из личного опыта
Драматизация «Наши эмоции» Объяснения понятия «»эмоция
Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения
Инсценировка сказки «У страха глаза велики»
Кукловедение «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» Театр теней
Азбука театра «Почему я люблю театр» Беседа
Викторина «Мы любим сказки»
Программно – методическое обеспечение кружковой деятельности:
1. Алянский Ю. Л. Азбука театра. -М., 1986г
2. .Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003г.
3. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.
5. Посашкова И. П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г.
6. Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г.
7. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990г.
8. Шорохова О. А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г.
9. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Методическое пособие к программе Н. Е. Веракса От рождения до школы» :
Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
Э. Я. Степанкова «Сборник подвижных игр» для детей 2-7 лет
Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром»
Л. В. Куцаковой «Трудовое воспитание в детском саду»
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду»
В. В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе.
Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала»»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений»
Т. С. Комарова «Художественное творчество»
Приложение 1.
План взаимодействия с родителя
Анкета для родителей
Ф. И. ребенка___
Уважаемые родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею ___
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения ___
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения ___
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение ___
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы ___
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении ___
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге» ___
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми ___
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому ___
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики ___
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации ___
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах ___
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям ___
14. Ребенок обладает лидерскими качествами ___
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью ___
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации ___
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам ___
18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты ___
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца) ___
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности ___
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель) :
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.