Галина Дмитриевна
Игры — Этюды — Импровизации. Для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и Разработала: воспитатель Эргеева Г. Д.
г. Ефремов, Тульская обл.
МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»
Цель:
Содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых литературных форм и элементов ИКТ (сопровождение этюдов музыкальным фоном). Развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
Задачи:
обучающая - открыть ребёнку мир словесного искусства, умение слушать и понимать литературные произведения.
Публикация «Игры — Этюды — Импровизации, Для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
развивающая - развитие интереса к словесным импровизациям; развитие воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.
Адресная направленность: этюды-импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей, в качестве дополнения к традиционным физульт-минуткам или заменить их; а также в свободной организованной деятельности детей.
Организация работы: Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему. Этюды могут сопровождаться музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой из серии «Звуки природы».
Особенности организации работы: В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:
• подбор художественного слова должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
• побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.
Для правильной организации этюдов – импровизаций с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы:
• содержательность, разнообразие тематики;
• включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса;
• индивидуальные особенности детей с ОВЗ;
• максимальная активность детей;
• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
• подготовленность и заинтересованность воспитателей;
• сопровождение этюдов-импровизаций художественным словом и элементами ИКТ (аудиозаписями).
1. Осенние листья
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад». О. Кисилева
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Литстья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Н. Нищева
2. Бабочки
Рекомендуемое музыкальное произведение. ("Мотылек", муз. Д. Кабалевского)
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
3. Игра в снежки
Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка».
Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
4. Игра с камушками
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.
Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу».
5. Сосулька
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
6. Шалтай-болтай
Шалтай-болтай
Сидел на стене.
Шалтай-болтай
Свалился во сне. (Перевод С. Маршака)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
7. Петрушка
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.
Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.
Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».
8. Кукушонок кланяется
Кукушка кукушонку
купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.
9. Котята
Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что,— она спросила,- не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.
10. Жадный пес
Воспитатель читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам —
Гам-гам-гам!
Затем дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
11. Страшный зверь
Воспитатель читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки —
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится.
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
- Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
— Брысь!
А дети, исполняют роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
12. Король Боровик
Воспитатель читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи. (В. Приходько)
13. «Снежинки»
Воспитатель читает стихотворение:
Снежинки, снежинки на землю летят,
Искриться их белый красивый наряд.
Снежинки, снежинки, летите смелей,
И тихо на землю ложитесь скорей.
Снежинки, снежинки пора вам опять
Над полем кружиться и в небо взлетать.
Снежинки, снежинки, по ветру летят
И падают прямо на щеки ребят.
Дети, выполняют движения, импровизируя.