ольга шувайкина
Игры с ладошками
▼ Скачать + Заказать документы
ДВИЖЕНИЯ, СОЧЕТАЕМЫЕ С РЕЧЬЮ
1. МАССАЖ ЛАДОНЕЙ
Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.
Противопоказания к массажу ладоней, самомассажу лица и шеи:
• грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;
• фурункулёз.
При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию:
щётки, мячи, грецкие орехи, эспандеры, верёвка с узлами.
Гладь мои ладошки, ёж
Темочки:
Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог (рис. 1) :
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами (рис. 2) :
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку — по движению на каждый ударный слог стиха.
Мне дала синичка хрупкое яичко
Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила, —
этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда (рис. 3).
И снесла яичко
Умница-синичка, —
взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено.
С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней — одна сверху, другая снизу (рис. 4).
2. БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА
Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5) :
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребё нка можно продолжить с соответствующими движениями:
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.
ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ
Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8—16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребё нок проговаривает строки:
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру, —
хватаясь за узел на каждый ударный слог (рис. 6). Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.
Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.
4. КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.
Соединение одноимённых пальцев двух рук
Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноимённые пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.
МЫ КАТАЛИСЬ (указательные — рис. 7)
НА КАЧЕЛЯХ (средние - рис. 8,
НАС КРУЖИЛИ (безымянные — рис. 9)
КАРУСЕЛИ (мизинцы — рис. 10).
МЫ УСТАЛИ, МЫ УСТАЛИ (большие пальцы «обнимаются»).
ОХ (руки ложатся на колени!
Другой вариант:
ДЯТЕЛ! ДЯТЕЛ (указательные — рис. 7!
ТУК! ТУК! ТУК (средние - рис. 8!
ЭЙ, ПРИЯТЕЛЬ (безымянные - рис. 9!
Я НЕ ЖУК (мизинцы — рис. 10!
ТЫ НЕ ЖУК (указать двумя указательными пальцами вперёд?
ТОГДА — ПОКА (помахать рукой на прощание!
НО ПОХОЖ ТЫ НА ЖУКА (погрозить указательным пальцем!
Здравствуй пальчик, старший брат
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный (рис. 11, средний (рис. 12, безымянный (рис. 13, мизинец (рис. 14, снова мизинец, безымянный, средний, указательный.
После двустишия — смена руки.
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.