Елена Медведева
Игры с красками для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В. А.
Начинать рисовать красками можно, как только малыш научиться сидеть, примерно с шести месяцев. Конечно, это будет еще не вполне рисование, а скорее игра с красками и бумагой, такая игра полезна для развития мелкой моторики, и для формирования пред-ставления о цвете. В этом возрасте вы уже можете привлечь малыша к рисованию благо-даря его любознательности и желанию пощупать что-то новое. Такие совместные дей-ствия стимулируют познавательный интерес и исследовательскую активность у малыша. Целью таких занятий является сохранение контакта взрослого и ребенка посредством творческой деятельности.
Публикация «Игры с красками для детей раннего возраста» размещена в разделах
Итак, шестимесячный малыш готов к совместному творчеству - рисованию красками. Начиная понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Ря-дом с взрослым кроха чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску, учится ею манипулировать. Вы здесь выступаете как инструктор - партнер по совместным действиям.
Рисовать малыш будет не кисточкой, а своими пальчиками, ладошкой, можно даже ступнями ножек. И использовать во время игр-занятий мы будем пальчиковые краски. Не надо стремиться научить ребенка рисовать в прямом смысле этого слова, пока просто да-ем ему возможность возиться с красками.
Лучше всего в раннем возрасте использовать нетрадиционные техники рисования. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художе-ственных материалов, такие как поролоновые губки, ватные палочки и просто детские пальчики и ладошки. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.
Вот некоторые нетрадиционные техники рисования, которые рекомендуется использовать в раннем возрасте.
• Рисование изображений при помощи пальчиков.
Для получения интересного рисунка необходимо обмакнуть пальчик или несколько пальцев в подготовленную краску и на бумажном листе оставить его отпечаток. Можно провести пальчиком линию или сделать другой узор. В итоге может получиться красивый цветочек, рыбка, мордашка, дождик, веточка рябины или виноградная гроздь, бусы или гирлянды и так далее.
• Рисование изображения ладошками.
Этот вариант нетрадиционного рисования подразумевает под собой отпечаток детской ладошки на бумажном листе. Для этого всю ладошку или же кулачок нужно полностью обмакнуть в любую краску и перенести ее отпечаток на полотно бумаги. Можно нанести краску на руку кисточкой, причем разных цветов. На отпечатке дорисовываются детали. В итоге получается красивое дерево, медуза, животное, птичка или рыбки и так далее. Практически любой объект можно изобразить этим способом.
• Рисование при помощи тычка сухой жесткой кисти
Чтобы отобразить пушистую шерстку животного, колючки ежика и другие поверхно-сти с подобной фактурой, подойдет именно этот способ рисования. Суть его в том, что сухая кисть опускается в краску, а затем, держа ее в вертикальном положении, нужно ударять в бумажный лист. Таким образом, окрашивается весь рисунок, контуры которого изображены на бумаге. Главное, чтобы пространство изображения было полностью рав-номерно раскрашено.
• Рисование при помощи ватных палочек.
Очень простой способ рисования, который хорошо подходит для изображения капель дождя, раскрашивания листиков, рисования орнаментов и узоров. Ватную палочку нужно обмакнуть в краску, а затем оставить ее отпечатки на бумаге в нужной последовательно-сти.
• Рисование при помощи поролоновых палочек или, как еще говорят, «ляпушек».
Поролон наматывается на любую палочку или карандаш и хорошо закрепляется нит-ками. Затем его нужно обмакнуть в краску и оставить, как и в предыдущем случае, отпе-чатки на листе. Можно обмакнуть его в разных красках и тогда получится в результате очень интересное цветовое решение рисунка.
• Набрызг.
Для этого способа потребуется краска, бумага, зубная щетка, линейка или расческа, трафареты. На зубную щетку нужно набрать небольшое количество краски. На бумагу выкладывают заранее заготовленные трафареты (силуэты деревьев, зверей, строений и так далее) и начинают разукрашивать. Щетку держат над бумагой и проводят по ворсу с краской расческой или линейкой так, чтобы брызги летели на бумагу. После того, как трафарет убирают, остаются неокрашенные силуэты объектов, которые затем можно до-полнить. Этим способом удобно рисовать небо, море или салют.
• Оттиск смятой бумагой.
Любая бумага сминается и прижимается к подушке штемпельной, которая пропитана краской, а затем оставляет отпечаток на заранее подготовленном картоне или бумаге. Для получения оттиска в другом цветовом решении необходимо поменять и смятую бу-магу, и штемпельную подушку.
• Рисование мелками восковыми и акварелью.
На бумаге ребенку нужно нарисовать любое изображение при помощи восковых мел-ков. Затем весь лист покрывается красками акварельными, можно в несколько слоев. Нарисованный мелками рисунок при этом останется неокрашенным.
• Печатание.
Для работы этим способом потребуются поролоновые подушечки штемпельные, аква-рель, бумага и сами печатки с нанесенным на них рисунком. Печатка опускается на штемпельную подушечку, придавливается, а затем оставляется отпечаток на бумаге. Та-ким путем, при нанесении одного и того же узора, можно создать целые композиции. Пе-чати можно сделать из любого подручного материала, в частности из овощей, пробок или донышек пластиковых бутылок, ниток и спичечных коробков, пенопласта и катушек и так далее.
• Трафаретное рисование.
На бумаге с плотной фактурой вырезаются контуры какого-либо предмета. Затем тра-фарет прикладывается к бумаге для рисования и покрывается при помощи валика из по-ролона любой краской так, чтобы она хорошо заполнила вырезанные места. После того, когда мы уберем трафарет, на бумаге останутся задуманные изображения. Их можно бу-дет дополнить деталями.
Из личного опыта.
Я работаю с детьми от 6 мес. до 1г. 6 мес., и даже самые маленькие с огромным инте-ресом играют с красками.
Лучше всего начинать игры с красками в первой половине дня. Ребенок должен быть обязательно позитивно настроен, эмоционально открыт для восприятия им новой ин-формации. Проводя игры с красками, я поняла, что лучшего результата можно достичь только тогда, когда ребенок выспался, сыт и ничем не утомлен. Если кроха капризничает или плохо себя чувствует, то не следует в этот день проводить игры.
Самые первые игры с красками не должны длиться более двух минут. Через некоторое время продолжительность игр можно будет постепенно увеличить. Из своего опыта могу сказать вам, что даже 7-8 месячные дети могут играть с красками более 10 минут, лишь бы удержать взрослого возле себя. В процессе рисования наблюдайте за настроением ребенка. Если малыш начал капризничать или попытался разбросать краски, то это пря-мой сигнал к завершению занятия. Не следует допускать длительных пауз и перерывов между занятиями. Обязательно снова начинайте «творить» со своими малышами.
И о нетрадиционных техниках рисования, следуя из своего опыта, я поняла, что с детьми начиная с 6 мес. до 9 мес. мы используем в основном пальчиковое, кулачковое ри-сование, рисование ладошками. С детьми от 9 мес. до 1 г. 6 мес. можно уже использовать рисование через трафарет, совмещая с техникой размазывания краски ладошкой, а не ва-ликом или поролоном, как это у меня сказано выше. Просто из своего опыта я убедилась, что в этом возрасте такой вариант проще для детей, и самим малышам это очень нравится больше. Ну что же успехов в творчестве!