Ольга Ткацкая
Игры с детьми-инвалидами на свежем воздухе
Игры с детьми-инвалидами на свежем воздухе
Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении различных игр.
Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Публикация «Игры с детьми-инвалидами на свежем воздухе» размещена в разделах
На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.
Специализированные коррекционно-развивающие игры на свежем воздухе в летний период положительно влияют на таких малышей, способствуя укреплению их здоровья, помогая развитию важных навыков. Такие занятия – это не только веселое времяпровождение, но и крайне эффективное лечебное средство.
«Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – неограниченно.
Инструкция. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево, приговаривая:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай.
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока (с подсказкой воспитателя, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
Методические указания.
• Во время игры следует соблюдать полную тишину.
• Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.
«Лучший нос»
Цель: развитие обоняния.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным, кусочком лимона и т. п.
Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Воспитатели называют содержимое пакета.
Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция.
Текст Движения
На двери весит замок Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть его бы мог? Повторение движений.
Потянули, Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Постучали, Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.
И – открыли! Пальцы расцепились, ладони в стороны
“Ласковые лапки”
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Инструкция: взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.