Мамина Александра Васильевна
Игры с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский Аннотация: в статье автор представил опыт применения различных игр, направленных на развитие личности ребенка, формирование психики, позитивных эмоций и чувств. Ключевые слова: игра, ребенок дошкольного возраста, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, методическое пособие. В жизни ребенка игра имеет большое значение. Она развивает его личность, формирует психику, влияет на его эмоции и чувства ребенка. В игре малыш совершает первые открытия, переживает и радуется, развивает воображение, фантазию. Именно в игре происходит развитие познавательной деятельности. В своей работе использую разнообразные игры, игровые пособия и материалы. Игра «Поедем по городу». Проект этой игры является авторским. Это небольшой макет городской дороги с маленькими домиками. Около дороги стоят небольшие светофоры, которые переключаются на красный и зеленый цвета, есть положение мигающего желтого. Дополнительно подготовлены дорожные знаки. Знаки можно располагать по желанию/необходимости по разному. При ее использовании ребята изучают правила дорожного движения. Игра «Поедем по городу» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, рука имеет «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребёнка. Пальчиковая игра «Гонзики». Идея использования «Гонзиков» возникла при создании пальчикового театра. Эта игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. В комплект входят «Гонзики» (6 шт., перчатки (2шт., инструкция, сумочка. На руку надевается яркая разноцветная и очень мягкая перчатка, которая является «телом» «Гонзика». Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. Маленькие, легкие и удобные по форме, эти «глазки» можно брать с собой всюду, где приходится проводить время в томительном ожидании. Время, проведенное с «Гонзиками», наполнено увлекательной игрой. Это атрибут, с которым дети свободно фантазируют, создают различные образы, моделируют для них костюмы и придумывают игры. Дыхательная гимнастика. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Игровое пособие для дыхательной гимнастики. Основание сделано из ручек, на ниточку приклеены перышки, снежинки и звездочки. Дети сами выбирают что им больше нравиться, могут меняться. Методическое пособие «Куб эмоций». Развитие эмоциональной сферы дошкольников, отработка мимической реакции. Передача эмоций через вхождение в образ героя – персонажа. Расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого воображения. Цель и задачи игры : — знакомить детей с разнообразием эмоций; — помочь детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; — развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; — тренировать невербальные средства общения; — развивать воображение, внимание, память, восприятие. «Мимический кубик» — это кубик, на шести гранях которого изображены эмоциональные состояния человека: радость, грусть, злость, удивление, страх и удовольствие. Вариантов у этой игры множество : назвать эмоцию, выразить эмоцию, составить рассказ с использованием данной эмоции, найти выражение эмоции на рисунках, нарисовать эмоцию и т. д. Можно использовать второй кубик, на гранях которого изображены уже животные: лиса, волк, заяц, медведь, ежик, лягушка. Ребенок бросает кубики, на одном выпадает животное, а на другом – эмоция ( например: "лиса" и "удивление"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее эту эмоцию. Игра является важнейшим условием полноценного развития ребёнка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности. Во-вторых, в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает обобщёнными действиями с ними. В-третьих, игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания. Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. В игре диапазон целей существенно расширяется за счёт возможности достигать их с помощью любых ненастоящих средств и способов. Эта возможность позволяет ребёнку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать цели одну с другой (сначала купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол). Современная дошкольная педагогика исходит из того, побудителем в игровой деятельности является готовность ребёнка подражать взрослому. При этом он подражает не только реальным действиям, перенося игру взрослых, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Наблюдая за тем, как взрослый кормит куклу, ребёнок может захотеть сделать то же самое. Однако возникновение у ребёнка интереса к повторению игровых действий взрослого будет прямо зависеть от того, насколько тот ярко, выразительно и привлекательно передаст само действие. Только в этой ситуации ребёнок захочет повторить их в своей игре. Таким образом, можно сказать, что игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Для детей раннего возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них- труд, игра для нихсерьёзная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего мира. Игра - самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.