Лучший педагог года

Игры по формированию речевого этикета

Серова Юлия
Игры по формированию речевого этикета
▼ Скачать + Заказать документы

Игры по формированию речевого этикета

В ДОУ основы культуры общения у детей дошкольного возраста закладываются в процессе нравственного воспитания, представляют собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура общения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Публикация «Игры по формированию речевого этикета» размещена в разделах

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Для Формирование культуры общения и этикета мы чаще всего используем художественной литературы. Ведь при прослушивании книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Но все же в дошкольном возрасте основной вид деятельности это игра. И именно через игру детям легче понять и принять правила этикета.

Возраст детей 4-5 лет очень трудный. И наблюдения показали что детям трудно договорится, они не умеют обращаться друг к другу с просьбой, они могут дернуть, толкнуть, поэтому я начала собирать картотеку игр по формированию речевого этикета.

Играйте с детьми и результат не заставит себя ждать!

«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Цель: дать детям представление о том, что в каждой проблемной или конфликтной ситуации есть несколько вариантов (или стилей) поведения, учить их находить выход из различных ситуаций, гибко изменяя стиль поведения.

Ход игры:

К детям прилетает Змей Горыныч (мягкая игрушка). Это необычный Змей Горыныч, все головы у него разные. Одна голова очень добрая — Добруля, другая очень злая — Злюка, а третья голова — Задавака, потому что она очень любит задавать детям вопросы.

В ходе игры воспитатель предлагает детям различные проблемные и конфликтные ситуации, которые по-разному разрешают Добруля и Злюка, а Задавака задает детям вопросы, выясняет, как бы поступили они в данной ситуации. Важно, чтобы дети не просто описывали свои действия, а демонстрировали их, показывали, что и как они сделают. Ситуации, к примеру, могут быть такими.

Ситуация. Ссорятся двое детей из-за новой игрушки. Добруля говорит, что отдала бы игрушку другому ребенку, ведь ему так хочется поиграть. Злюка утверждает, что ни за что бы не уступила, ведь ей самой тоже очень нравится игрушка и хочется с ней играть. Задавака задает вопрос: «А как бы поступили вы?»

«В КРУГУ СИМПАТИЙ»

Цель: развивать способность видеть положительные качества сверстников и делать им комплименты

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». Детям, стоящим или сидящим в кругу, воспитатель объясняет правила игры : игрок, бросая мяч, говорит комплимент тому, кто его ловит. Поймавший мяч благодарит за это и бросает мяч дальше, произнося следующий комплимент и т. д.

«ВОЛШЕБНОЕ КРЕСЛО»

Цель: учить детей видеть достоинства окружающих и высказывать свое доброжелательно отношение к ним.

Оборудование: «волшебное кресло».

Ход игры:

Дети по очереди садятся на «волшебное кресло». Как только ребенок садится в кресло — «высвечиваются» его достоинства, внешние и внутренние. Дети описывают хорошие качества ребенка (по очереди, высказывая свое доброе отношение в таких выражениях «Мне нравится, что.», «Я всегда рад видеть ее, потому что.», «Мне приятно, когда она.» и т. п.

«ПОМОГАЙ»

Цель: развивать способность видеть нуждающихся в помощи и предлагать ее, соблюдая все правила речевого этикета.

Ход игры:

Дети идут друг за другом по кругу со словами:

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Всем и каждому помог

Помогай чем только мог.

Один из детей — Помогай — идет внутри круга в противоположном направлении. По окончании текста дети останавливаются. Тот ребенок, рядом с которым остановился Помогай, демонстрирует какое-либо действие (подметает пол, забивает гвозди, несет тяжелое ведро, стирает, поливает грядки, красит забор и т. д.). Помогай должен угадать, что он делает, и предложить свою помощь, обращаясь к ребенку по имени и придерживаясь правил вежливости. Ребенок с благодарностью принимает помощь и сам становится. Помогаем.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу.

Ход игры:

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.

«ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры:

Ребенку дается задание передать “по цепочке” определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМЕЙ ИЗВИНЯТЬСЯ»

Цель: Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.

Ход игры:

Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова “извините“, “простите“.

Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой “Поссорились“ :

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: “Не отдам!“

Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу:

“Играть давай!“

ИГРА – УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖАЛУЙСТА»

Цель: Игра – упражнение вырабатывает навык употребления “волшебных“ слов.

Ход игры:

Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово “пожалуйста“. Кто ошибается – выбывает из игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕЖЛИВО - НЕ ВЕЖЛИВО»

Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.

Ход игры:

Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

1. Поздороваться при встрече.

2. Толкнуть, не извиниться.

3. Помочь поднять упавшую вещь.

4. Громко разговаривать в общественных местах.

5. Обозвать обидным словом одноклассника.

6. Не уступить место пожилому человеку.

7. Отвечать на телефонный звонок во время урока.

8. Помочь донести сумку незнакомой старушке.

9. Рассказать доверенную тебе тайну.

10. Стараться говорить громче собеседника.

11. Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «С КЕМ МОЖНО ТАК ОБЩАТЬСЯ?»

Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.

Ход игры:

Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"

Здравствуй!

Добрый день!

Привет!

Здорово!

Чао!

Пока!

До свидания!

Будь здоров!

До встречи!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ДОГАДАЙСЯ»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».

Ход игры:

Воспитатель:

(Закончи предложение).

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. (Простите нас, Пожалуйста).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НУЖНЫЕ СЛОВА!»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;

Ход игры:

Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.

Какие слова мы говорим при встрече?

(«Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?»)

Какие слова мы говорим при расставании?

(«До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

(«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

Какие слова мы говорим перед сном?

(«Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

(Извинится и помочь встать.)

Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в общественных местах. Сюрпризный момент: Волшебный сундучок. Демонстрационный.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по формированию речевого этикета
Опубликовано: 1 мая 2024 в 23:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по формированию речевого этикета» (включая файлы) размещена пользователем Серова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД