Шульгина Надежда Анатольевна
Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – фундаментальный процесс, обеспечивающий жизнь организма. Оно делится на два основных типа: физиологическое и речевое. Физиологическое дыхание, также называемое спонтанным или дыханием покоя, – это автоматический процесс, управляемый дыхательным центром в головном мозге. Он характеризуется равномерным чередованием вдоха и выдоха, преимущественно через нос.
Вдох осуществляется за счет сокращения диафрагмы и межреберных мышц, что увеличивает объем грудной клетки и создает отрицательное давление, втягивающее воздух в легкие.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Выдох, в свою очередь, происходит пассивно, за счет эластичности легочной ткани и расслабления мышц. Этот процесс обеспечивает постоянное поступление кислорода в организм и удаление углекислого газа, поддерживая гомеостаз.
Глубина и частота физиологического дыхания регулируются в зависимости от физической активности, эмоционального состояния и потребностей организма. Например, во время сна дыхание становится более медленным и глубоким, а при физических нагрузках – более частым и поверхностным.
Речевое дыхание, в отличие от физиологического, является произвольным и контролируемым процессом. Оно служит основой для артикуляции – образования звуков речи. Ключевое отличие заключается в неравномерности вдоха и выдоха: короткий, энергичный вдох, часто незаметный для окружающих, сменяется продолжительным, контролируемым выдохом, используемым для произнесения слов и фраз. Этот выдох должен быть плавным и экономичным, чтобы обеспечить достаточное количество воздуха для формирования звуков разной интенсивности и длительности.
Правильное речевое дыхание – залог четкой, громкой и выразительной речи. Недостаточно просто иметь достаточный объем легких; важно уметь правильно распоряжаться воздухом.
Для произнесения длинных фраз необходимо обеспечить плавный, достаточно длительный выдох. Сила выдоха также играет критическую роль. Например, для образования смычных (п, б, т, д, к, г) и фрикативных (с, з, ш, ж, ф, в, х) согласных требуется направленная воздушная струя определенной силы.
Слабый выдох приведет к шепоту, невыразительности и нечеткости речи. Нарушения речевого дыхания часто являются причиной речевых расстройств у детей. Наблюдая за речью ребенка, можно выявить несколько характерных признаков неправильного речевого дыхания :
- Недостаточный запас воздуха: Ребенок произносит фразы короткими, прерывистыми отрывками, заканчивая слова шепотом или "заглатывая" концовки. Это может быть связано с общей слабостью организма, недостатком физической активности, а также с психологическими факторами, такими как застенчивость и робость.
- Дыхание в середине слова или фразы: Ребенок делает вдох в процессе произнесения слова, что приводит к прерывистости и нечеткости речи. Это свидетельствует о неумении рационально распределять воздушный запас.
- Быстрая, отрывистая речь: Ребенок говорит очень быстро, используя много жестов, словно стараясь "выплеснуть" информацию как можно быстрее. Это может быть связано с сильным эмоциональным возбуждением или стрессом. Неправильное речевое дыхание усугубляет ситуацию, делая речь еще более неразборчивой.
- «Захлебывание» речи: Ребенок кажется, "захлебывается" словами, его речь становится непонятной и невыразительной. Это может быть признаком как неправильного речевого дыхания, так и других речевых нарушений, поэтому необходимо обратиться к специалисту.
Важно отметить, что неправильное речевое дыхание не всегда является самостоятельным заболеванием. Часто оно является симптомом других проблем, например, нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, проблем с органами дыхания (бронхит, астма) или нервно-психических расстройств. Поэтому при выявлении нарушений речевого дыхания у ребенка необходимо провести полное медицинское обследование.
Коррекция неправильного речевого дыхания возможна с помощью специальных упражнений, которые направлены на развитие дыхательной мускулатуры, обучение правильному вдоху и выдоху, а также на формирование чувства ритма и плавности речи.
Эти упражнения часто включают в себя дыхательную гимнастику, пение, чтение стихов и рассказывание сказок. Регулярные занятия под наблюдением логопеда или другого специалиста позволяют значительно улучшить качество речи и устранить существующие проблемы.
Кроме того, рекомендуется уделять внимание физическому развитию ребенка, закаливанию и профилактике респираторных заболеваний. В сложных случаях может понадобиться консультация невролога или других специалистов.