Анна Иванова
Игры для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития мелкой моторики.
Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики» размещена в разделах
1. Игра «Волшебный поднос»
Цель: Самомассаж ладоней.
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
Игра «Золушка».
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Игра «Счетные палочки».
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
2. Игра «Сорока».
Цель: Развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней и пальцев.
Сорока, сорока,
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил –
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
3. Игра «Ладушки»
Цель: Развитие подвижности пальцев рук, координированности их движений.
- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.
4. Игра «Замок»
Цель: Развитие подвижности пальцев рук, координации движений.
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
5. Игра «Стайка».
Цель: Развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи свистящих звуков и звука [ч].
Оборудование: стульчики по количеству детей.
Дети стоят полукругом перед педагогом, речитативом произносят слова и выполняют следующие движения пальцами рук. В другом конце зала стоят в ряд детские стульчики.
Пой-ка, подпевай-ка:
Много птичек – стайка.
Это птичка – соловей,
(загибать по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого пальца)
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Это птичка – злой орлан.
(помахать сложенными накрест ладонями)
Птички, птички по домам.
(дети машут руками, как крыльями, бегут к стульям и садятся на них)
Так же можно использовать различные игрушки для развития мелкой моторики. Пирамидка – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Конструкторы – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, конструктор, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.
Пазлы. Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Мозаика. Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такую развивающую игрушку можно приобретать малышу, как только ему исполнится один годик. Главное – обратите внимание на фишки и на возраст ребёнка, для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими яркими фишками и дощечкой больших размеров.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.