Алевтина Вандышева
Игровые технологии в изучении творчества Е. В. Честнякова. Квест-игра «Путешествие по сказкам Е. В. Честнякова»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Детская академия»
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы (6-7лет)
Тема: «Игровые технологии в изучении творчества Е. В. Честнякова.
Подготовила: Воспитатель : Вандышева А. М.
Кострома, 2021
Содержание:
I . Введение:
1) Актуальность---стр. 2
2) Цель, задачи---стр. 2-3
3) Новизна---стр. 3-4
4) Основная идея---стр4
5) Предполагаемые результаты---стр. 4
Публикация «Игровые технологии в изучении творчества Е, В, Честнякова, Квест-игра „Путешествие по сказкам Е, В, Честнякова“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Сказки. Квест игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Честняков Е. В.
- Темочки
II. Основная часть методической разработки:
1) Методы и приёмы---стр4-5
2) Педагогические технологии---стр5-6.
3) Сотрудничество с родителями---стр. 6
III. Заключение:
1)Полученный результат---стр. 6-7
2)Литература---стр. 7
Приложение:
1. Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности. ТЕМА: Квест–игра «Путешествие по сказкам Е. В. Честнякова» по познавательному развитию с детьми подготовительной группы
Введение:
Актуальность: Современные условия жизни привели к ослаблению духовных связей между поколениями. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях русских традиций. Поэтому необходимо заложить в ребенке, начиная с самого раннего возраста, интерес к культуре своей Родины, помочь ему ощутить себя частью народа с многовековой историей. Воспитание любви и уважения к родному краю, к культуре и быте коренного народа своего малого уголка является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Для этого в системе воспитания дошкольников знакомим детей с окружающим миром, с русским народным фольклором,сказками. Это позволяет расширять знания детей об истории родного края, развивать их познавательно-творческие способности, воспитывать нравственные качества.
Огромным воспитательным потенциалом в формировании нравственных качеств дошкольников обладает творчество Ефима Честнякова. Он смог так тонко передать оттенки детских настроений, запечатлеть ребячью улыбку, раскрыть душу маленьких деревенских жителей, ведь в его творчестве многое от народной песни. Взрослые персонажи честняковских полотен часто похожи на детей, а может, это дети стараются подражать взрослым. Недаром художник называл себя полушутливо: «Ефим Честняков — рыцарь сказочных чудес».
Цель: Воспитывать чувство гордости, уважения, любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших Костромскую область, путем знакомства с творчеством Е. В. Честнякова и его сказками. Помочь детям понять нравственные уроки сказок, показать неразрывное единство человека и природы. Помочь детям понять и почувствовать, как важно в жизни помогать друг другу; накапливать опыт в наблюдательности над ролью, деталями в тексте и средствами выразительности, в создании художественного образа.
Создание условий для усвоения темы, успеха в развитии мышления, навыков самоконтроля.
Задачи:
Образовательные задачи:
Формировать первоначальное представление о стилевом своеобразии сказок Е. В. Честнякова : «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергеюшко»; пользоваться литературным опытом для доказательства. Формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Развивающие задачи: Развивать умение размышлять над поступками героев и их последствиями, делать выводы. развивать навыки монологической речи, ; развивать культуру речи и интереса к изучению произведений; развивать у детей критическое и практическое мышление;
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к народному искусству, к художественной литературе, любовь к родному краю. Осуществлять эстетическое воспитание детей, помогая им понять и почувствовать красоту языка родного края; осуществлять нравственное воспитание детей, что важно в жизни помогать друг другу, дружно всем вместе выполнять какую-либо работу; воспитывать чувство доброты, чуткости, прививать любовь к природе, Родине и труду; Формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение;
Новизна методической разработки:
Новизна заключается в том, что разработана и внедрена система работы по формированию интереса. Использование новых форм работы с детьми (проведение занятий в нетрадиционной форме, викторины по сказкам, путешествие в сказку и т. д. Разработана система нравственного воспитания детей на основе использования сказок. Определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в нравственном воспитании в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания духовно–нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного и семейного воспитания. Разработаны методы, формы и средства педагогического руководства процессом нравственного воспитания детей, обеспечивающие органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия воспитателя, родителей и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей. Разработана технология использования сказки, реализуемая по средством трех этапов: познавательно-мативационного, эмоционально-оценочного и деятельностного. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, конструирование, стихотворения).
Основная идея:
Знакомство детей с творчеством Е. Честнякова, с его сказками начинались с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обуславливалось самим авторским произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Прибегали к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые ставились перед собой. Рассматривали совместно с детьми и с родителями какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы. описания героев, их поступков. юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов вносит необходимые акценты в суть переживаемого. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, интерьера сказки. Сказку можно нарисовать. Стремились прожить сказку вместе с ребёнком, задействовав все его органы чувств. Просто прочитанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так например, они «не видят» леса, полей деревни через,которые пролетали гуси-лебеди, ни места, где растет яблоня со щедрым яблоком. В этом случае помогли иллюстрации Е. Честнякова к сказкам. Поэтому с детьми после чтения рисовали, восстанавливая в памяти различные её эпизоды. После рисования, лепки, конструирования сказочных персонажей из доступных материалов приводила к обсуждению иллюстраций и поделок. А ещё обязательно детям рассказывалось о красоте природы и и обычаях нашего Костромского народа, где и была создана сказка. А ещё сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещётки,а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании шумят. К придуманному детьми звуковому сопровождению добавляем записи шума леса, воды и т. д. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной сказке или узнавание места в ней, к которой относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и анализирует прочитанное. Игра в сравнения («Кто на кого похож? Что на что похоже?» У кого сравнение точнее? Сравнение иллюстраций художника-сказочника Е. Честнякова и сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, предлагалось детям сравнить две сказки : одну авторскую, а другую русскую народную и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чём различие? Что общего между героями сказок?
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра – драматизация по сюжету художественного произведения имеет свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия сказки и ролевой игры. В них создавалось подобие театра. Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизится с героем сказки, пережить его победы и счастье,беду.
После игр-драматизаций проводилась с детьми и родителями следующая работа: знакомство с изготовлением разного вида театра из бросового и природного материала,фетра,ткани ; формирование желания использовать приобретенные умения по изготовлению театра дома с детьми по прочитанным сказкам ;совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей по сказкам Е. В. Честнякова «Щедрое яблоко», «Иванушко»
Предполагаемый результат:
1. личностные: мотивация к творческой деятельности, нравственно – этическая ориентация; самоопределение, оценивание усвоенного материала;
2. коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принятие решения;
3. познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, моделирование, смысловое рассказывание;
Использование современных образовательных технологий :
Информационно-коммуникативная-мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. В своей работе я использовала: компьютер, планшет, подбор иллюстрированного и познавательного материала, создала презентацию.
Личностно-ориентированная –помогла детям в реализации своего потенциала, достижения целей и развития личностных и творческих качеств;
Развивающее обучение -развивает у детей познавательные процессы, становление основ личности. Познавательная деятельность сопровождалась беседой. Я, как воспитатель, задавала вопросы, которые побуждали детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывали свои мысли, сомнения, следили за ответами товарищей, соглашались или спорили.
Здоровьесберегающие технологии- использовала музыкальную гимнастику. Благодаря здоровьесберегающим технологиям у детей возрастает активность, предупреждаются состояния переутомления
Игровая технология- помогла детям раскрепоститься, поверить в себя; В образовательной деятельности с воспитанниками использовала виды игр : 1. Дидактические игры: при использовании дидактических игр у детей формировались мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение, совершенствовалась речь.
регулятивные: целеполагание, планирование выступления.
Основная часть методической разработки
Виды детской деятельности Методы и приемы
Коммуникативная
Вопросы, индивидуальная активизация детей в ответах на вопросы, пояснения, поощрения, указания Драматизация сказки «Щедрое яблоко»; Участие в городском конкурсе «Умники и умницы»- «Всё о театре»
Игровая
Игровой сюжет
Игра: «Путаница»", «Четвертый лишний»
«Узнай сказку», «Играем в театр», «Какие предметы сделаны из глины?», «Угадай, о ком я говорю», Викторина «Рыцарь сказочных чудес» и т. д.
Изобразительная и продуктивная Выставка детских рисунков по сказке «Щедрое яблоко», «Иванушко» по сказкам Е. Честнякова; Просмотр мультипликационного фильма 1973 г. «Чудесное яблоко» Игра - конкурс по творчеству Е. Честнякова «Умницы и умники»; Конструирование гусей-лебедей по сказке «Иванушко» ; Участие в мастер-классе педагогов и детей «Лепим глинянки»; Рисование «Я рисую сказку».
Двигательная Хороводные игры, игра на русских народных инструментах.
1 этап – подготовительный
1. обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
2. подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
3. подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
2 этап – основной
Организация образовательной проектной деятельности.
1. Рассказ воспитателя с использованием ИКТ презентация «Творчество художника Е. В. Честнякова»;
2. Чтение сказок Ефима Честнякова «Чудесное яблоко», «Иванушко». «Сергеюшко»
3. Рассказывание детьми сказки Е. В. Честнякова с использованием иллюстрационного материала;
4. Просмотр мультфильма по сказке Е. В. Честнякова;
художественное творчество детей - рисование «Я, рисую сказку».
3 этап – заключительный
1. Оформление выставки детских работ;
2. Показ сказки «Чудесное яблоко»;
3. Подведение итогов проектной деятельности.
Полученный результат:
Дети, познакомились с творчеством и сказками Е. В. Честнякова, отметили народный стиль произведения, диалектные особенности подробных описаний. Дети выразили свое мнение, что сказки Е. В. Честнякова наполнены волшебством и чудесами. Произведения Е. В. Честнякова являются «сокровищницей» народной мудрости.
Ребята предложили продолжить работу после проекта «Воспитываем доброту» создать копилку добрых заветов.
Литература:
Л. Кузьмин «Рассказ о художнике Честнякове» Москва «Детская литература» 1981
Департамент культуры Костромской области. Костромская областная универсальная научная библиотека Ефим Честняков «А у него же Русь в корни…» Кострома,2019
Дьяконов Л. «Мир Е. Честнякова» Журнал «Искусство» № 21/2007 Сухарева Т. П. «Рукописи Е. В. Честнякова-источник духовной и народной мудрости»