Ольга Шконда
Новые игровые модули для развития мелкой моторики с использованием технологии «бусографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые игровые модули для развития мелкой моторики с использованием технологии
Уважаемые педагоги!
Предлагаю вашему вниманию новые разработки игровых модулей.
Игровое упражнение «Заяц и лиса». (лабиринт)
Цель: Закрепить ориентировку в пространстве (справа, слева). Развитие моторики, ловкости, внимания. Закрепить навыки счета.
Оборудование : игровой модуль, набор бус 15 штук оранжевых, 9 штук белых.
Публикация «Новые игровые модули для развития мелкой моторики с использованием технологии „бусографии“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2013
1этап работы.
Педагог рассказывает ребенку сказку «Лиса и заяц» и показывает игровой модуль. Затем предлагает пройти к домику лисы, выкладывая дорожку бусинами оранжевого цвета, а к домику зайца белыми бусинами.
2 этап работы:
Педагог предлагает ребенку вспомнить сказку, рассказать ее и пройти к домику лисы и зайца, выкладывая дорожку бусинами белого и оранжевого цвета используя слова прямо, влево, направо. Посчитать из скольких бусин состоит дорожка к домику зайца и лисы.
Игровое упражнение «Быстрые лошадки».
[/b]
Цель: Развивать ловкость рук. Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости (правый нижний угол, левый верхний угол и т. д.)
Оборудование : игровой модуль, наборы бус по 20 штук желтого, красного и синего цвета.
1этап работы.
Педагог предлагает детям выяснить, какая лошадка первая прибежит к цветку. Дает задание.
- выложи дорожку от желтой лошадки к цветку желтыми бусинами.
-посчитай, сколько бусин ты выложил? (19 бусин).
-выложи дорожку от красной лошадки к цветку красными бусинами.
- посчитай,сколько ты выложил бусин? (17 бусин).
- выложи, дорожку от лошадки с синим бантом синими бусинами.
- сколько ты бусин выложил? (9бусин).
-как ты считаешь, какая лошадка прибежит первая? (лошадка с синим бантом).
-Почему ты так считаешь? (потому что у нее самая короткая дорожка).
2 этап работы:
педагог предлагает ребенку следующие задания.
- найди лошадку под №1.
- в каком углу она находится? (в левом нижнем углу).
-выкладывай дорожку желтыми бусинами и одновременно считай их.
-сколько ты выложил бусин (19 бусин).
-найди лошадку под №2. Где она находится? (в левом верхнем углу).
-выкладывай дорожку красными бусинами и одновременно считай, сколько их? (17 бусин).
-найди лошадку под №3. Где она находится? (в правом верхнем углу).
-выкладывай дорожку синими бусинами и одновременно считай, сколько их(9 бусин).
-куда привели все дорожки? (к цветку).
-где он находится? (в правом нижнем углу).
3 этап работы.
Педагог предлагает ребенку выкладывать бусины и записывать их количество т. е 1,2,3…10,11 и т. д.
Затем делают выводы: дорожка, состоящая из 9бусин короче всех.
Игровое упражнение «Красная Шапочка». (лабиринт)
Цель : Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве (налево, направо, вперед, назад.). Закрепить знание детей левой и правой руки. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование : игровой модуль, по 24 бусины красного и 8 бусин зеленого цвета.
1этап работы.
Педагог рассказывает детям сказку о Красной Шапочке. Затем предлагает помочь Красной Шапочке найти самый короткий путь, к бабушке выложив бусинами зеленого цвета левой рукой, а самый длинный и опасный путь бусинами красного цвета правой рукой.
2 этап работы:
Педагог просит ребенка вспомнить сказку о Красной Шапочке, рассказать ее. Затем выложить самый короткий путь к бабушке бусинами зеленого цвета, а самый длинный и опасный путь красными бусинами обеими руками одновременно
3 этап работы.
Педагог предлагает ребенку выложить короткий путь зелеными бусинами, а самый длинный красными. Посчитать на сколько бусин короткий путь меньше от длинного.
Игровое упражнение «Мишка и мед».
Цель : Развивать ловкость рук и мелкую моторику. Учить решать не сложные арифметические задачи. Учить детей работать в паре и задавать друг другу вопросы.
Оборудование : игровой модуль, большие бусины в виде бочонков коричневого цвета 6 штук, палочка деревянная.
1этап работы.
Педагог рассказывает ребенку историю.
Жил был медведь и звали его Потапыч. Он очень любил мед. Поэтому решил отправится на пасеку. Пришел, а там стоят ульи с медом. Как взять? Ведь кругом пчелы. Тогда он вспомнил волшебные слова и попросил меда у пчел. Он сказал: «Трудолюбивые и добрые пчелки угостите меня, пожалуйста, медом». Пчелы, услышав от медведя волшебные слова, не только угостили медом, но и дали несколько бочонков с собой.
- выложите с помощью палочки бочонки в ячейки.
- сколько бочонков меда дали пчелы медведю? (6 бочонков)
По дороге домой медведь встретил своих друзей и угостил их медом.
-1 бочонок подарил зайчатам (ребенок убирает палочкой бочонки).
-сколько осталось у него бочонков с медом( 5 бочонков).
- 2 бочонка отдал большому семейству бельчат.
- сколько у медведя осталось бочонков с медом? (3 бочонка)
-угостил ежат 1 бочонком меда.
- сколько осталось у медведя бочонков? (2 бочонка).
-не обидел и лисичку угостил медом и дал ей 1 бочонок.
-сколько осталось у медведя бочонков с медом? (1 бочонок).
-последний оставил себе и своим медвежатам.
- сколько медведь бочонков оставил себе? (бочонок).
2 этап работы.
Педагог предлагает ребенку выкладывать бочонки одновременно обеими руками.
3 этап работы.
Дети работают в паре. Один ребенок дает задание другой выполняет.
- поставь два бочонка.
-добавь еще 2 бочонка.
- убери 3 бочонка и т. д.
Игровое упражнение «Ежик и грибы».
Цель : Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве (направо, налево, вниз.) Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: игровой модуль, бусины любого цвета, но одного размера 30 шт.
1этап работы.
Педагог рассказывает ребенку историю, которая случилась с ежом Федей.
Отправился как-то еж Федя по грибы. Ходил, ходил по лесу нашел только одно яблоко. Решил уже идти домой. Как вдруг видит, под деревом много грибов растет. Обрадовался ежик и побежал к ним. Да только шлеп, шлеп под ногами то вода. Как пройти ежику к грибам? Найди безопасную тропинку и выложи ее бусинами.
2 этап работы.
Педагог предлагает ребенку выполнить следующее задание.
- расскажи, как будет идти ежик к грибам. (ребенок должен выкладывать бусины и комментировать свои действия, т. е пойду прямо, вниз, сверну налево, вниз, направо, вверх, направо, вниз).
3 этап работы.
Ребенок выкладывает бусины комментируя свои действия и одновременно считает их. (пойду прямо выложу 4 бусины, вниз 3 бусины, сверну налево 3 бусины, вниз 7 бусин, направо 2 бусины, вверх 4 бусины, направо 4 бусины, вниз 2 бусины).
Игровое упражнение «Домашние животные».
Цель : Закреплять знания детей о домашних животных. Совершенствовать навыки счета. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: игровой модуль, бусины 3 шт. розовых,9 шт. белых, 6 оранжевых, 2 коричневых, 3 черные, 5 красных бусин.
1этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрацию с изображением домашних животных и выполнить следующие задания.
-выложи 3 бусины розового цвета.
- сколько ты бусин выложил (3 бусины).
-назови животного к которому пришел. (поросенок).
- выложи белые бусины.
- сколько ты выложил белых бусин? (9 бусин).
- к какому животному ты пришел? (к овечке).
- выложи 6 бусин оранжевого цвета.
-сколько ты выложил бусин? (6 бусин).
-к какому животному ты пришел? (к котику).
- выложи коричневые бусины.
- сколько ты бусин выложил? «2 бусины).
-к какому животному ты пришел? (к лошадке).
- выложи 3 черные бусины.
- сколько бусин ты выложил(3 бусины).
- к какому животному ты пришел? (к собаке).
- выложи 5 бусин красного цвета.
- сколько бусин ты выложил( 5 бусин).
- к какому животному ты пришел? (к петушку).
2 этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрацию с домашними животными. Выкладывать бусины обеими руками и рассказывать о животном, к которому он пришел.
3 этап работы.
Педагог загадывает загадки о домашних животных, а ребенок их отгадывает и выкладывает к ним дорожки бусинами любого цвета.
***
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (поросенок)
***
Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (овца)
***
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (кошка)
***
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
***
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (собака)
***
Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!" (Петух)
Игровое упражнение «Дикие животные».
Цель : Закрепить знания детей о диких животных. Совершенствовать навыки счета. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: игровой модуль, бусины 3 оранжевые, 6 коричневых, 1 белая, 3 синие, 3 желтые, 2 серых.
1этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением диких животных в осеннем лесу. Назвать животных и выложить к ним дорожки бусинами любого цвета.
2 этап работы.
Педагог предлагает ребенку следующее задание.
- выложи 3 оранжевые бусины, начиная работу с правого нижнего угла модуля.
-к какому животному ты пришел? (к лисе).
-что ты можешь рассказать о лисе?
-выложи 6 бусин коричневого цвета.
- к какому животному ты пришел? (к медведю).
-как медведь готовится к зиме?
- выложи 1 белую бусину.
- к кому ты пришел? (к сове).
-чем питается сова?
- выложи 3 синих бусины.
-к какому животному ты пришел? (к ежу).
-как еж готовится к зиме?
- выложи 3 желтые бусины.
- к кому ты пришел? (к белке).
-чем питается белка?
-выложи 3 серых бусины.
- к кому ты пришел (к зайцу).
-что ты можешь рассказать о нем?
Вопросы педагог может подбирать любые другие.
3 этап работы.
Педагог загадывает загадки о диких животных, а ребенок их отгадывает и выкладывает к ним дорожки бусинами любого цвета.
***
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (лиса)
***
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
***
Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая (Сова).
***
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёжик)
***
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)
***
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (белка)
Игровое упражнение «Животные жарких стран».
Цель : Закрепить знания детей о животных жарких стран. Совершенствовать навыки счета. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: игровой модуль, бусины 2 синие, 2 желтые, 4 черные, 3 коричневые, 5 оранжевых.
1этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением животных жарких стран в зоопарке. Назвать животных и выложить к ним дорожки бусинами любого цвета.
2 этап работы.
Педагог предлагает ребенку следующее задание.
- выложи 2 синие бусины, начиная работу с середины модуля.
-к какому животному ты пришел? (к бегемоту).
-что ты можешь рассказать о нем?
-выложи 2 бусин желтого цвета.
- к какому животному ты пришел? (к тигру).
- что ты можешь рассказать о нем?
- выложи 4 черные бусины.
- к кому ты пришел? (к зебре).
-чем питается зебра?
- рядом с зеброй живет верблюд, что ты можешь о нем рассказать?
- выложи 3 коричневые бусины.
- к кому ты пришел? (к обезьяне).
-чем питается обезьян?
-выложи 5 оранжевых бусины.
- к кому ты пришел (к жирафу).
-что ты можешь рассказать о нем?
Вопросы педагог может подбирать любые другие.
3 этап работы.
Педагог загадывает загадки о диких животных, а ребенок их отгадывает и выкладывает к ним дорожки бусинами любого цвета.
***
У него огромный рот,
Он зовется (бегемот)
***
Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка -
Большая мягкая игрушка.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это (тигр)
***
Не слыша волны океанской,
Морского простора, не зная,
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская. (зебра)
***
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он… (жираф)
***
Потяну за веревку - встанет гора.
(верблюд)
***
То на пальму заберётся,
Хвать кокос и вниз несётся,
Носится, как заводная,
Или грустная такая
Сядет где-то в уголок
И на шкурке ищет блох,
Жить не может без банана
Вот такая (Обезьяна)
«Игровое упражнение «Какой путь безопасный».
Цель : Закрепить ориентировку в пространстве, правильное конструирование фразы. Совершенствовать навыки счета. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: игровой модуль, бусины 12 красных, 12 желтых, 7 зеленых.
1этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрацию и ответить на следующие вопросы.
-какой путь ты посоветуешь выбрать девочке?
- какой путь тебе больше нравиться? почему?
- какой путь на твой взгляд наиболее безопасен? выложи его зелеными бусинами.
- расскажи, кого ты встретишь на пути?
- какой путь очень опасен? выложи его красными бусинами.
- расскажи, почему он опасен?
- что и кто встречается на его пути?
-какой еще есть опасный путь? почему? выложи его желтыми бусинами.
Игровое упражнение «Едет,плывет,скачет».
Цель : Развивать содружество движений и моторную ловкость.
Оборудование: игровой модуль, бусины 10 красных, 10 зеленых, 12 желтых,12 синих, 13 белых,13 коричневых.
1этап работы.
Педагог читает ребенку стихи о машине, о кораблике, о мячике. Ребенок просто выкладывает любым цветом бусины на дорожку верхнюю и нижнюю.
Некрасова Л.
Машина, машина,
Куда ты едешь?
Машина, машина,
Кого ты везешь?
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Ты нас покатай,
Машина, машина,
Быстрей поезжай!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Народ впереди,
Машина, машина,
Погромче гуди!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Ты всех обгони,
Машина, машина,
Направо сверни!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Вези нас домой.
Машина, машина,
Приехали! Стой!
Би-би-би, би-би-би!
***
Стихиотворение о кораблике
Р. Бикметова
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
***
Стихиотворение о мячике.
Н. Радченко
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок,
А потом обратно.
Вок как мы вечерок
Провели приятно
2 этап работы.
Педагог читает ребенку стихотворение о машине. Ребенок слушает и выкладывает сначала верхнюю дорожку красными бусинами, а затем нижнюю зелеными.
-сколько ты выложил красных бусин, посчитай? (10 бусин)
- какого они цвета? (красные)
- сколько ты выложил зеленых бусин, посчитай? (10бусин)
-какого они цвета? (зеленые)
Педагог читает ребенку стихотворение о кораблике. Затем просит выполнить следующие задания.
- выложи верхнюю дорожку желтыми бусинами.
- посчитай, сколько ты выложил бусин? (12 бусин)
- бусины какого цвета ты выложил? (желтые)
-выложи нижнюю дорожку синими бусинами.
- посчитай, сколько ты выложил бусин? (12 бусин)
- какого они цвета? (синие)
Педагог читает ребенку стихотворение о мячике. Затем просит выполнить следующие задания.
- выложи верхнюю дорожку белыми бусинами.
- посчитай, сколько ты выложил бусин? (13 бусин)
- бусины какого цвета ты выложил? (белые)
-выложи нижнюю дорожку коричневыми бусинами.
- посчитай, сколько ты выложил бусин? (13 бусин)
- какого они цвета? (коричневые)
3 этап работы.
Педагог читает стихотворение, а ребенок должен повторят его и одновременно выкладывать дорожки нужным цветом.
4 этап работы.
Ребенок одновременно обеими руками выкладывает дорожки. При этом верхнюю левой рукой и красными бусинами, а нижнюю правой рукой и зелеными бусинами и т. д.
Игровое упражнение «Пчела Майя».
Цель : Развивать мышечные чувства, двигателную память, пальчиковую моторику.
Оборудование: игровой модуль, бусины разных цветов 60 штук.
1этап работы.
Педагог читает ребенку стихотворение о пчеле. ребенок слушает и выкладывает цветы бусинами любого цвета.
В. Зубков
Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей-свой чудесный дом.
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
2 этап работы.
Педагог читает стихотворение, а ребенок повторяет его и одновременно выкладывает цветы бусинами разного цвета.
Игровое упражнение «Быстрая бабочка».
Цель : Развивать слуховое внимание, быстроту реакции на слово. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость рук. Совершенствовать качество голоса, продолжать работу над подвижностью артикуляционного аппарата, при пении на выдохе. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Оборудование: игровой модуль, бусины 6 желтых, 12 белых,11 синих,7 зеленых.
1этап работы.
Педагог рассказывает историю о бабочке, а ребенок по тексту выполняет задания.
Одной бабочке не хватило цветка, и она полетела на соседнюю полянку. Сначала бабочка полетела вверх к солнцу.
-выложи дорожку к солнцу бусинами желтого цвета.
Но там было очень жарко, и бабочка опустилась вниз к траве.
- выложи дорожку к траве бусинами зеленого цвета.
Потом она заметила, слева колокольчики и полетела к ним.
-выложи дорожку к колокольчикам бусинами синего цвета.
А затем бабочка полетела направо, к ромашке.
-выложи дорожку к ромашке бусинами белого цвета.
2 этап работы.
Ребенок слушает рассказ, выкладывает дорожки и пропевает слова : сол-ныш-ко, ба-боч-ка, ро-маш-ка, ко-ло-коль-чик, трав-ка.
Игровое упражнение «Путешествие колобка».
Цель : Развивать слуховое внимание, быстроту реакции на слово. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость рук. Совершенствовать качество голоса, продолжать работу над подвижностью артикуляционного аппарата, при пении на выдохе.
Оборудование: игровой модуль, бусины 22 шт. любого цвета
1этап работы.
Педагог рассказывает сказку о колобке, ребенок слушает и выкладывает бусины по ходу текста.
2 этап работы.
Педагог предлагает ребенку самостоятельно рассказывать сказку и одновременно выкладывать бусины.
3 этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассказать, какой путь прошел колобок, используя слова прямо, вперед, направо, налево. Кого он встретил на своем пути?
4 этап работы.
Педагог предлагает ребенку петь песенку колобка и выкладывать дорожку одновременно обеими руками.
Игровое упражнение «Лифт».
Цель : Закреплять навыки счета. Развивать мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику.
Оборудование: игровой модуль, бусины 5 желтых, 4 синих, 6 оранжевых, 5 зеленых.
1этап работы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и выполнить следующие задания.
-Катя живет на 5 этаже. Какую кнопку она нажмет? Положи бусину таким цветом, каким цветом данная кнопка.
-Юра живет на 9 этаже. Покажи, какую кнопку он нажмет, и выложи бусину.
-Петя живет двумя этажами ниже. Какую кнопку он нажмет?
-У Кати подруга живет на 15 этаже. Какую кнопку ей нужно нажать?
-У Пети бабушка живет на 12 этаже. Какую кнопку он нажмет?
Педагог может подбирать вопросы самые разнообразные.
2 этап работы.
Дети работают в паре, задают друг другу вопросы.
Игровое упражнение «Поющие бусины».
Цель: Закрепление короткого и длинного произношения гласных звуков. Закрепление длительного ротового выдоха. Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: игровой модуль, бусины красного цвета 32 маленькие и 55 большие.
1этап работы.
Педагог читает ребенку стихотворение.
С. Бахрушина
С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.
Затем предлагает превратиться в поющую пчелку. Пчела летает к цветку за нектаром и поет песенку гласного звука А-А-А; О-О-О; Э-Э-Э; И-И-И; У-У-У; Ы-Ы-Ы. Дети поют и выкладывают бусины.