Наталья Лынова
Игровой пальчиковый самомассаж для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой пальчиковый самомассаж
как средство речевого и интеллектуального развития дошкольника.
Ещё несколько лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками. Сейчас же не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняет бытовая техника. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии мелкой моторики рук.
Публикация «Игровой пальчиковый самомассаж для детей» размещена в разделах
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголок, вязальных спиц и пр., застёгивание и расстёгивание пуговиц и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов сказал очень верные слова о важности развития моторики рук: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Это значит, что если мы хотим вырастить умного ребёнка, то обязательно нужно развивать движения его рук, или другими словами – мелкую моторику.
Пальчиковый самомассаж - это очень эффективный метод развития крупной и мелкой моторики у детей, а так же речи и познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. На вопрос о необходимости пальчиковых игр легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребёнка. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Какими бы полезными и необходимыми для активизации речевых центров в головном мозге малыша не были игры с пальчиками, они не смогут способствовать развитию речи ребёнка, если с ним не будут разговаривать. Значительный эффект можно получить, сопровождая пальчиковые игры комментариями. Ещё лучше рассказывать в это время стихотворения и включать элемент игры.
Игровой пальчиковый самомассаж - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев, короткий, весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях или на тыльных поверхностях кистей рук, а текст пьесы сопровождается несложными и понятными рифмованными строчками. Но для того чтобы разыграть такой спектакль, ребёнку необходимо в своём воображении создать яркий образ. Содержание массажного приёма, т. е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, но через время возвращайтесь к уже знакомым.
Я предлагаю вам увлекательные игры и упражнения с пальчиками, которые способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а также помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребёнка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребёнком доброжелательные отношения. Занимайтесь, играйте с ребёнком ежедневно.
Успехов вам, уважаемые родители!