Ирина Маглий
Игровое пособие «Весело играем, на вопросы отвечаем»
«Весело играем, на вопросы отвечаем»
игровое пособие
Автор:
Воспитатели I квалификационной категории
Маглий Ирина Владимировна
Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность.
Публикация «Игровое пособие „Весело играем, на вопросы отвечаем“» размещена в разделах
Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много веселых неожиданностей, обыденное становится необычным.
Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольника живой интерес к процессу познания. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Речь ребенка – показатель его развития.
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутым становятся фразы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
В развитии речи детям могут помочь дидактические игры.
В настоящее время педагогика при осуществлении задач разностороннего развития детей особое значение отводит игре, так как она издавна служила средством воспитания и обучения.
Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строится именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры.
Задачи:
• Определить значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
• Расширить словарный запас;
• Совершенствовать грамматический строй речи воспитанников;
• Создать условия для развития связной речи;
• Составить картотеку дидактических игр;
• Закреплять навыки правильной речи;
• Развивать мелкую моторику рук.
Методические рекомендации:
Игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано:
- в совместной деятельности ребенка и взрослого
- как часть непосредственно образовательной деятельности
- в самостоятельной игровой деятельности.
Описание игрового пособия :
• Игровое поле с двумя стрелками;
• Прищепки;
• Игровые карточки.
Пособие используется в работе воспитателей, логопедов, дефектологов дошкольных образовательных учреждений общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В настоящее время педагогика при осуществлении задач разностороннего развития детей особое значение отводит игре, так как она издавна служила средством воспитания и обучения.
Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строится именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Принципы дидактической игры:
• Игра должна опираться на программный материал;
• Способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохраненных анализаторов (зрительного и тактильного);
• Игра должна быть ясна и понятна детям назначения (предметов, картинок, пособий, смысл вопросов);
• Должна быть внешне привлекательна;
Проведение дидактической игры включает:
• Ознакомление детей с содержание игры;
• Объяснения хода и правил игры;
• Показ игровых действий в процессе, которого педагог учит детей правильно выполнять действия;
• Определение роли взрослого в игре;
• Подведение итогов игры.
Каждая игра – это общение ребенка с взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, спокойная обстановка – только в этом случае игровое пособие будет полезно для развития ребенка.
В каждую игру можно играть с одним ребенком, а можно и с несколькими. Радость, которую вы доставите ребенка, станет и вашей радостью.
Варианты игр
Игра «Сосчитай и подбери цифру»
Цель: Расширение и углубление представление детей о количестве предметов и счете.
Игровой материал представляет собой карточки с различным количеством предметов и карточек с цифрами, из которых нужно выбрать соответствующую числу предметов.
Игра «Он, Она, Оно»
Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесения существительных мужского, женского и среднего рода.
Игровой материал способствует обогащению словаря, формировать умение детей согласованию существительных с местоимениями.
Правила игры: заключается в правильном подборе карточек с изображением персонажей и предметов, наименование и название которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женским и среднем родом.
Игра «Кому, что нужно для работы»
Цель: Знакомство с профессиями и соответствующей им атрибутике.
Данная игра способствует закреплению знаний и представлений о профессиях, ознакомлению с предметами и инструментами, используемыми конкретными специалистами. Развитию навыка соотношения рабочего гардероба с профессиями. Воспитание уважительного отношения к труду.
Игра «Который час»
Цель: Обучение ориентироваться во времени, умение определять часы и минуты на циферблате.
Задачи:
• Ознакомление с терминами минута, часовая и минутная стрелка, циферблат.
• Уточнение и расширение представление о времени и обучение ориентации во времени.
Игра «Найди лишнее»
Цель: Развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
В процессе игры дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра «Узнай сказку по отрывкам»
Цель: Формирование интереса детей к знаниям о сказочных персонажах.
Задачи:
• Вызывать у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие;
• Развивать внимание, мышление, творческую активность.
Игра «Собери пословицы»
Цель: Расширить знание о пословицах.
Задачи:
• Обогащать речь;
• Пополнять словарный запас;
• Развивать логическое мышление;
• Умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать со словом;
• Воспитывать интерес к культуре русского народа.
Игра «Найди пару»
Цель: Умение соотносить пары по заданным параметрам.
Задачи:
• Развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия;
• Развивать речевые навыки умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.
Игра «Найди детенышей»
Цель: Закреплять знания детей о детенышах животных.
Задачи:
• Способствовать формированию и закреплению представлений об окружающем мире.
Игра «Фрукты и овощи»
Цель: Познакомить детей с фруктами и овощами.
Познакомить детей с простейшей классификацией.
Задачи:
• Познакомить детей с простейшей классификацией;
• Продолжать формировать умение самостоятельно узнавать овощи и фрукты и правильно их называть;
• Формировать элементарные экологические знания;
• Закрепление основных цветов и геометрических форм.
Игра «Кто, где живет?»
Цель: Формировать умения детей соотносить изображения животных с его местом обитания, правильно называя животное
Задачи:
• Расширять представления детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы;
• Расширять словарный запас;
• Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Игра «Чей хвост?»
Цель: Расширение и закрепление знаний о диких животных.
Задачи:
• Формирование и закрепление умения определять животных по внешним признакам, называть их;
• Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных;
• Формировать способность к анализу;
• Развитие внимания, моторику пальцев рук, памяти, способности к логическому мышлению.