Никоненко Ирина
Игровое пособие «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое пособие (оборудование) : «Что? Где? Когда?»
Методические рекомендации по использованию игрового пособия :
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность: Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Публикация «Игровое пособие „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
ФГОС предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, было замечено, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт был учитан в работе, поэтому было решено создать данное учебное пособие, приоритетным направлением было выбрано патриотическое воспитание- это стало главным фактором при выборе развивающих игр для данного пособия.
Отмечая каждое достижение ребенка, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.
Возраст обучающихся: дети 5-7 лет.
Виды взаимодействия с детьми: игровая деятельность.
Описание игрового пособия : игровое поле в виде круга, разделённое на 8 секторов, со стрелкой; конверты разного цвета с игровым материалом.
Достоинства игрового пособия : учебное пособие отвечает возрастным особенностям детей, игровое пособие мобильно, доступно и безопасно для детей.
Предполагаемый результат: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем; планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности; решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Цель использования игрового пособия : создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры;
2. Закреплять знания детей о родном крае (достопримечательностях, животных, птицах и растениях родного края, знаменитых людях);
3. Обогащать и активизировать словарь детей словами;
4. Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.
Развивающие:
1. Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2. Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение,
3. Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.
2. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, умение работать в коллективе.
3. Продолжать воспитывать у детей любовь и бережное отношение к своему родному краю, взаимопомощь, уважение, чувство коллективизма и др.
Картотека игр с использованием игрового пособия (оборудования) :
1. Дидактическая игра-ходилка: «Прогулка по Новосибирску»
Количество игроков : от 2 до 4
Цель игры:
1. Закреплять знания детей о достопримечательностях родного города;
2. Развивать интерес к истории и культуре города, местным достопримечательностям;
3. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю.
Оборудование: игровое поле с изображением достопримечательностей родного города, фишки разного цвета по количеству игроков, кубик.
Ход игры: игроки выбирают себе фишки и ставят их на «СТАРТ». Затем по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нём количество ходов. Если игрок останавливается на картинке с изображением достопримечательности города, то он должен рассказать какая достопримечательность его города изображена на картинке. Если игрок ответил правильно, он бросает кубик ещё раз. Если нет – пропускает следующий ход. Попадая на сектор «3» - нужно рассказать стишок; попадая на сектор «12» - нужно вернуться на 2 хода назад; на сектор «17» - пропустить ход; на сектор «23» - пропустить ход, на сектор «27» - кинуть кубик ещё раз; на сектор «29» - спеть песню. Побеждает тот, кто первым доберётся до «ФИНИША».
2. Дидактическая игра «Мэмо. Архитектура Новосибирска»
Количество игроков : от 2 до 6
Цель игры: уточнить и углубить знания детей о родном городе Новосибирске; вызвать устойчивый интерес к культурно-историческим особенностям города, его достопримечательностям.
Оборудование: комплект парных карточек с изображением зданий и памятников Новосибирска
Правила игры: Перемешиваем и раскладываем карточки картинкой вниз. Дети по часовой стрелке открывают две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображение на них.
Если выпали одинаковые изображения, то ребёнок забирает себе обе карточки (дополнительно рассказывает об этой достопримечательности) и продолжает открывать до тех пор, пока выпадают одинаковые картинки. Если картинки не совпадают, ребёнок переворачивает их лицом вниз и ход переходит к следующему ребёнку, сидящему слева. В процессе игры детям нужно запомнить на каком месте находится какая достопримечательность.
Выигрывает тот, кто соберёт больше парных карточек.
3. Дидактическая игра «Лото. Животные мир Новосибирска».
Количество игроков : 2-4 человек
Цель игры: закрепление знаний детей о животных, птицах, насекомых и земноводных, умение различать и находить нужного животного.
Оборудование: игровое поле (4 шт. разделённое на 8 квадратов с изображением различных животных, птиц, насекомых, земноводных Новосибирска, соответствующими изображениям на маленьких карточках (32 шт.)
Ход игры: игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет его. Кто нашёл на своём поле соответствующее изображение, забирает карточку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками всё игровое поле.
4. «Разрезные картинки: Знаменитые места г. Новосибирска»
Количество игроков : 1-3 игрока
Цель игры: развивать умение составлять целое из частей и закрепление пройденного материала.
Оборудование: разрезные картинки (3 шт.)
Ход игры: Раздать детям предлагаемые картинки, на которых находятся изображения достопримечательностей города ребёнку предлагается целая картинка с достопримечательностью и разрезная. Он должен, опираясь на целое изображение, составить такое же из разрезных частей. После того, как ребёнок соберёт картинку, он должен рассказать, что за достопримечательность там изображена. Кто из игроков первым соберёт и расскажет о данной достопримечательности, тот и победит.
5. Дидактическая игра «Символы Новосибирска»
Количество игроков : 2 человека и более
Цель игры: закрепить знания детей о символике города Новосибирска, закрепить умения составлять целое из элементов.
Оборудование: изображение символов НСО, морфологическая таблица, карточки с описанием символики, отдельные элементы символов.
Ход игры: игрокам с помощью морфологической таблицы, необходимо составить символы из отдельных элементов.
6. Дидактическая игра «Найди отличия (старый и новый Новосибирск)»
Количество игроков : 2 человека и более
Цель игры: развивать умение сравнивать предметы, устанавливая их различие и сходство.
Оборудование: карточки с изображением Новосибирска.
Правила игры: игрокам предлагаются картинки с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстраций предлагается найти отличия. Кто первым найдёт все отличия, тот и побеждает. ( задание можно усложнить: ребёнку нужно будет назвать достопримечательность, которая изображена на картинке).
7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний. Растения и деревья Новосибирской области»
Количество игроков : 2 человека
Оборудование: набор карточек, на каждой карточке изображение растений или деревьев по 4 шт., 3 картинки связаны общим признаком, а 4-й лишний
Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщить; развивать мышление и внимание дошкольников; развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Ход игры: игроку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Игрок должен объяснить свой выбор. Кто быстрее и правильно выполнит задание, тот и побеждает.
8. Игра: «Знаменитые люди г. Новосибирска».
Количество игроков : 2 человека и более
Оборудование: набор карточек с изображением знаменитых людей Новосибирска, описательные карточки с отличительными знаками.
Цель игры: развивать умение соотносить карточки, запоминать и воспроизводить увиденное и услышанное.
Ход игры: по морфологической таблице определить к какому направлению относится данная личность.