Анна Эли
Играем с палочками Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Играем с палочками Кюизенера
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Публикация «Играем с палочками Кюизенера» размещена в разделах
С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности порядка.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
Осваивать прямой и обратный счет.
Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
Усвоить отношения между числами (больше-меньше, больше-меньше на, пользоваться знаками сравнения <, >.
Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
Научить делить целое на части и измерять объекты.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Познакомить со свойствами геометрических фигур.
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:
во-первых, вне занятий;
во-вторых, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование цветными полосками)
в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных, обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.
При использовании в работе «цветные числа» позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной являются личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Например, детям младшего и среднего возраста можно предложить следующие игры:
Игра «Разложи по цвету»
Цель: закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь.
Игра: «Один, много, ни одного»
Цель: закрепить количественные представления один-много-ни одного. Развивать логическое мышление, внимание.
Игра «Построим заборчик»
Цель: развивать представления о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять представления «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.
Игра «Подбери цифру»
Цель: упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра-цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление.
Игра «Конструирование геометрических фигур»
Цель: закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игры и занятия для детей старшей и подготовительной групп.
Игра «Цветные коврики»
Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Игра «Измерение с помощью палочки-мерки»
Цель: учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.
Игра «Дополни»
Цель: упражнять в счете в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать мышление, внимание.
Игра «Цветные числа»
Цель: закрепить счет в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Игра «Конструирование цифр»
Цель: продолжать учить порядковому счету в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.
Игра: «Что пропустили?»
Цель: закреплять прямой и обратный счет. Совершенствовать знания детей о закономерности палочек Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Подготовила воспитатель МДОУ №67 г. Мытищи
Эли Анна Николаевна