Татьяна Смирнова
Пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры это - уникальная методика для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, именно поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.
Публикация «Пальчиковые игры» размещена в разделах
Главной целью пальчиковых игр является переключение внимания, улучшение мелкой моторики и координации, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. К тому же, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей совершенствуется память и способность согласовывать движения и речь, формируется правильное произношение.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре,важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Суть пальчиковых игр - это массаж и гимнастика для рук. Вы можете просто почитать потешки малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Рекомендуется читать стихи наизусть для более лучшего восприятия малышом. Необходимо, чтобы дети видели не только ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры.
Методика данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и тем самым активизируется мозговая деятельность. Простые движения помогают убрать не только напряжение с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Именно она доставляет ребенку радость и удовольствие, а эти чувства являются сильнейшим средством, которые стимулируют активное восприятие речи и в итоге порождают самостоятельную речевую деятельность.
Организованные пальчиковые игры, которые сопровождаются речью, превращаются в маленькие спектакли. Они очень увлекают детей и приносят им столько пользы! Особенно, со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, необходимо только несколько раз повторить текст.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают русские народные игры-потешки. Народные песенки-игры обеспечивают всестороннее развитие ребенка в младшем возрасте. Благодаря таким играм, малыши получают разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления. У детей формируется выдержка и концентрация внимания. А для того, чтобы одновременно развивалась и речь, в играх используют небольшие песенки, стишки, считалочки.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, пирамидки, шнуровки, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, нанизывание бусин, «пальчиковый» бассейн, и т. п. С полутора лет используют более сложные пальчиковые народные игры - потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой
ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Примеры пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста:
1.«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
2.«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем!
(нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)
Пироги мы испечем!
(нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)
3. «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и растолстел.
4.«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я!
В ходе пальчиковых игр развиваются следующие движения:
• Хватание: ребенок учится захватывать предмет (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие-двумя руками).
• Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета.
• Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.
• Движения кистей и пальцев рук.
Пальчиковые игры можно разделить на группы:
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и т. д.
Подводя итоги можно выделить главную мысль, что игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения ребенка с окружающими его людьми, и благодаря этому ребёнок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями. Но нужно учесть, что положительное влияние пальчиковых игр на развитие ребенка может иметь место только при условии, что он будет играть по собственному желанию, а не по принуждению.