Лучший педагог года

Игра-экспериментирование с детьми дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для воспитателей детского сада

Семенова Ирина Дмитриевна
Игра-экспериментирование с детьми дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для воспитателей детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Взрослые обычно считают, что игра для ребенка - забава, способ свободного время препровождения. Но это далеко не так. В игре ребенок развивается, экспериментирует, и его игры можно сравнить с серьезными занятиями взрослых. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: тренирует ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

Но основная проблема, с которой сейчас столкнулись во всем мире – пассивность детей.

Публикация «Игра-экспериментирование с детьми дошкольного возраста, Теоретический и практический материал для воспитателей детского сада» размещена в разделах

Живое общение со сверстниками нашим детям заменяет телевизор и компьютер. Мама с папой могут потратить больше времени на свои собственные занятия. Ведь ничего проще, включить мультфильм на DVD или показать ребенку, как нужно правильно нажимать на кнопки клавиатуры компьютера.

В итоге, дети наши растут беспомощными недорослями. А ведь, нам следовало бы, научить ребенка тому, что в реальной жизни все иначе.

Никогда не нужно говорить ребенку «не так надо», а надо только ему позволить играть по-своему.

В своей работе я бы хотела обратить внимание на дидактические игры, потому что именно они являются одним из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью таких игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Использование игры является одним из средств развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

2. Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Нами была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1 блок занятий: экспериментирование с песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Песочный конус»

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. «Волшебный материал»

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Эксперимент 4. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Эксперимент 5. «Ветер»

Предложить ребятам выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган- дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий ( например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т. д.).

Эксперимент 2. «Живая змейка»

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешанный на нить, ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Эксперимент 4. «Подводная лодка»

Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.

Эксперимент 5. «Сухой из воды»

Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперимент 6. «Свеча в банке»

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее : зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Эксперимент 7. «Почему не выливается?»

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина – воздушное давление).

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей,

закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Публикации по теме:

Игра как метод воспитанияИгра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра - явление многогранное, её можно рассматривать.

Консультация для родителей о важности сюжетно-ролевой игры в развитии ребенкаКонсультация для родителей о важности сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка Игра-не пустая забава!Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-экспериментирование с детьми дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для воспитателей детского сада
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 14:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-экспериментирование с детьми дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для воспитателей детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Семенова Ирина Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД