Папки-передвижки

Игра в жизни ребёнка

Мужилова Наталья
Игра в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.

«ИГРА-генетическавя основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»

(Л. С. Выготский)

Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам»

Публикация «Игра в жизни ребёнка» размещена в разделах

Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций, как внутренних личностных образований ребенка, должен органично включать все сферы его жизнедеятельности : учебную, внеучебную, «домашнюю» и др.

Содержание понятия «ценностно-смысловая ориентация»

• - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

• - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

• - знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)

• - формирование моральной самооценки;

• - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

• - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

Особая роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций ребенка принадлежит процессу воспитания. Одним из средств формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков является игра.

Играть любят все. Для ребёнка играть – значит жить.

На протяжении всего детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Игра в основе своей всегда носит позитивный характер. Игра позволяет развиваться и общаться, развлекает и учит. Игра как область деятельности и жизни, противопоставленная серьёзной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным.

С помощью игры ребёнок упорядочивает и осваивает всё увеличивающийся поток символической информации, учится жить в символических мирах. Фактически он сначала осваивает сказочные и игровые события, а затем уже — реальные.

Игра — это способ детского освоения и познания мира, она вовсе не условна, а, напротив, неотличима от других серьезных занятий ребенка.

В современной культуре значение игры существенно возросло.

Мы знаем, насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и даёт отдых. Игра имеет большое значение для всестороннего развития личности. Можно определить ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра :

- хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

- одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счёт содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;

- мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость;

- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений;

- многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно;

В игре же создаются возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Сущность игры,как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра является средством формирования ценностно-смысловых ориентаций детей. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности - это серьезное занятие.

Существуют различные типологии игр: сюжетно-ролевые, развивающие, деловые игры.

1. Сюжетно-ролевые игры.

Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития.

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Сюжетно-ролевые игры в последнее время стали занимать значительное место в жизни подростков.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

В сюжетно-ролевой игре ребенок и подросток в безопасной атмосфере может принять на себя разные роли, апробировать разные модели поведения, обучиться разным приёмам общения и т. п. Помимо проживания собственного опыта каждый имеет возможность видеть и анализировать опыт других, что расширяет личный социально-психологический багаж.

В нашей группе мальчики подросткового возраста. Все дети с удовольствием играют в разные сюжетно-ролевые игры, такие как "Семья", "Школа", "Магазин", "Угадай профессию" «Вежливый отказ»и др. Дети выбирают тему игры, придумывают сюжет,распределяют роли, определяют линии ее развития.

Такие игры развивают, позволяют проявить самостоятельность, обучают быть общительнее, раскованнее и находить общий язык с разными людьми. Часто замкнутые и застенчивые дети буквально преображаются, когда примеряют на себя новый образ и освобождаются, таким образом, от комплексов.

2. Развивающие игры.

Развивающие игры создают своеобразную возможность для развития творческих сторон интеллекта ребёнка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В своей практике я использую разные дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления: "Найди недостающие детали", "Найти отличия", "Угадай документ»", "Момо (вокруг света)". Игры не только развивают сообразительность, изобретательность, творческое мышление, но учат договариваться между собой, воспитывают культуру общения.

3. Деловые игры.

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – это воспроизведение деятельности руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры.

Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

При этом каждый играющий решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Каждый участник деловой игры выступает в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления.

В совместной деятельности у детей развиваются и навыки сотрудничества.

Игра лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Конечно, при этом следует оптимально дозировать элементы повторения и неожиданности, импровизации, с тем, чтобы обеспечивать развивающий эффект игры, динамику освоения конкретных способов действий.

Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности. Это требует учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия.

Проспект деловой игры должен быть представлен в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

• рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);

• освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;

• работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;

• ориентации в нестандартных ситуациях;

• концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;

• развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

• относительная сложность подготовки;

• отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

• отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Педагоги выделяют условия проведения деловой игры, которые должны соблюдаться:

• внимательность;

• включенность в игру;

• сопричастность, уважение точки зрения других;

• масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);

• самовыражение.

Результат игры достигается в процессе делового общения. Деловое общение предполагает обсуждение, дискуссию, отстаивание своего мнения, сопровождается распределением ролей в коллективе. В процессе делового общения происходит распределение ролей. Роли педагога: организатор, ведущий, консультант, эксперт, член рабочей группы.

Важный аспект деловой игры - интеллектуальная конкуренция. В деловой игре востребованы не только и не столько память и быстрота реакции, сколько гибкость мышления, логические, творческие, коммуникативные способности.

С ребятами нашей группы проводила деловые игры: "Умеем ли мы дружить?", "Где рождается счастье?", “Моя будущая профессия”, “Мир твоего общения”, «Как человеку жить по средствам»

Деловая игра, приближая учебную обстановку к жизненной, развивает в человеке те качества, которые востребованы в реальной социальной практике: умение работать в команде, сотрудничать, согласовывать свои личные интересы с коллективными. Проведение деловых игр – важный фактор повышения качества образования и подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни в информационном обществе.

Игра – сильнейшее средство социализации детей и подростков, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье» Я, как воспитатель с 35 летним стажем и бабушка, давно сделала для себя вывод: хочешь узнать о ребёнке побольше – понаблюдай за его игрой. Ситуация.

Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка»Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка» Конструирование-это пожалуй самый любимый вид увлекательной и полезной деятельности дошкольников. Занимаясь конструированием дети ориентируются.

Консультация для родителей «Рисование в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Рисование в жизни ребёнка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Наверно многие согласятся со.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» Культура обращения с книгой закладывается в семье. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любознательными, и стремились к знаниям.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка» Многие взрослые недооценивают роль сказки, в формировании личности, и развитии ребёнка. Русские народные сказки в современном обществе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра в жизни ребёнка
Опубликовано: 17 октября 2024 в 07:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра в жизни ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Мужилова Наталья (УИ 3481871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД