Ирина Устимова
«Игра как основной вид деятельности при работе с детьми раннего возраста». Выступление на районном методическом объединении
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном методическом объединении
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Главное занятие детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра – это потребность ребенка реализовать свой жизненный опыт в деятельности. В процессе игры ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Игра украшает, заполняет яркими событиями детскую жизнь, доставляет радость, способствует развитию всех сторон личности ребенка.
Публикация «„Игра как основной вид деятельности при работе с детьми раннего возраста“, Выступление на районном методическом объединении» размещена в разделах
На мой взгляд, время пребывание ребенка в саду, должно проходить плавно, из одной деятельности в другую в игровой форме. Принимая самых маленьких детей, которые чаще всего проходят через сложный период адаптации, я применяю такой путь организации жизнедеятельности детей, чтобы игра была ведущим видом деятельности. Использую для этого режимные моменты, построенные на игровой основе. Игры провожу самые разнообразные: речевые, строительные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, музыкальные, хороводные, игры-драматизации. Утренний прием начинает кукла с часами, с изображением режимных моментов (где картинками показано время завтрака, сна и т. д.) и колокольчиком. Эта кукла встречает и провожает детей домой, занимается с ними и поощряет за достижения. Таким образом, влияет на эмоциональное состояние детей, формирует у них собранность, развивает внимание и мышление, слуховое и зрительное восприятие. Формирует чувство коллективизма. В режимных моментах очень помогают игры – драматизации и дидактические игры с проблемными ситуациями.
Важно проведение дидактических и настольных игр. Эти игры основные составляющие игрового дня и продолжаются на всем его протяжении. Они развивают внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, координацию и глазомер, помогают познавать мир. Для полноценного речевого развития и заинтересованности детей в том или ином виде деятельности использую речевые игры. Когда все что происходит вокруг, воспитатель проговаривает вслух. Доказано, что поэтический язык воспринимается детским мозгом намного эффективнее, чем прозаический. Например, утром встретив детей, можно говорить:
Пришли дети в детский сад
Здесь игрушки ждут ребят
Детям весело в саду
С ними я сюда приду
Мыть руки будет интереснее, если процесс будет сопровождаться словами:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит
Или «водичка, водичка»
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, развивают ловкость, быстрый бег, координацию, глазомер. Их проводим на зарядке, прогулке и в течении дня для смены деятельность, что очень важно для детского развития. При проведении наблюдений на прогулке используется та же речевая игра :
Поскорей, поскорей
Прилетай к нам воробей
Тебе на дорожке мы насыплем крошки
Прыг-прыг-прыг, чик-чирик
Воробей наш невелик.
Прыгает, летает, устали не знает.
Продолжаем за завтраком игрой соревнованием (у кого тарелка чище). Так же используем речевые игры-мотивации. Например, «идет коза рогатая» или:
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку
Скушаем за папу ложку
За собачку и за кошку
Очень увлекает ребят игра со строительным материалом. Строительный материал во всех его видах принадлежит к числу тех игрушек, из которых ребенок может создавать каждый раз что-то новое. В этом и заключается его привлекательность для детей. Играя со строительным материалом, дети овладевают техническими навыками строительства и обыгрыванием построек. Здесь же можно использовать игру в игре. Например, речевая игра :
Без молотка и без гвоздей
Стул смастерим мы для гостей
На занятиях использую игровой сюжет с проблемной ситуацией или игру – драматизацию. Игра в данном случае ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны. Физкультминутка на занятиях – это тоже речевая игра.
Как одно из средств нравственного воспитания использую сюжетно-ролевые игры. В игре дети активно и творчески (на основе подражания) усваивают общественные нормы поведения. Особую ценность представляют в этом плане игры: «Семья», «Дет. сад», «Больница». Они учат быть чуткими, внимательными, заботливыми по отношению к людям. И роль взрослого заключается в том, чтобы поощрять те или иные поступки детей, помогать им как можно раньше избавиться от нежелательных, еще не закрепившихся черт характера. Речевая игра присутствует и в сюжетно-ролевых играх, например:
Завернем Аленку в теплую пеленку
Колыбельную споем
Чай на кухню пить пойдем
Во время засыпания использую колыбельные, прибаутки. Вовремя одевания после сна и на прогулку дидактические игры с проблемными ситуациями, например: «туфельки поссорились» и речевые игры. Например: «Маша варежку надела»
Игра жизненно необходима для ребенка и его развития. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Создание благоприятных условий для игр ребенка, ее разумная организация – задача посильная для каждого взрослого.