Дина Р
Игра как основной инструмент социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как основной инструмент социализации детей
дошкольного возраста
Сухомлинский В. А. писал: «Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире…» Другими словами, игра – это лестница в зарождении и становлении будущей личности маленького человека.
Публикация «Игра как основной инструмент социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начиная с раннего возраста, окружение ребенка постепенно расширяется. Сюда же можно отнести и посещение дошкольного учреждения, которое непосредственно участвует в развитии и обучении малыша. И так как основная деятельность детей в детских садах – игровая, то на нее возлагается большая часть воспитательного и созидательного процесса. Игра по сути – это ситуации реальной жизни в миниатюре, которые ребенок учится примерять на себя.
Так, например, в этом возрасте могут проявляться качества лидера. Это свойственно детям с более высокими умственными и физическими показателями. Некоторые виды игр четко демонстрируют, кто в данном детском коллективе обладает задатками лидера. Например, игра «Веревочка», «Семейная фотография» и т. д.
Совместные, как пример, сюжеьно-ролевые игры («Дочки-матери», «Путешествие», «В магазине» и т. д., развивают также коммуникативность, положительные и отрицательные взаимоотношения в коллективе. В момент таких игр дети учатся контактировать, находить выход в различных ситуациях, заставляют свой мозг проявлять фантазию и находчивость. Возникающие во время игры конфликты, споры и несогласия вынуждают детей, пусть и не всегда самостоятельно, а при помощи взрослого, находить выход из сложного положения, уступить или, наоборот, навязать свою позицию.
Детство без игр - скудно и лишено красок. Игры - главный источник развития малыша: творчества, коллективных отношений, процесса познания мира. Для культивации у ребенка всех вышеперечисленных качеств, необходимо создавать благоприятные условия в окружающей среде. Мотивировать, поощрять, побуждать к коммуникации со сверстниками.
Зачастую смышлёные и, на первый взгляд, общительные малыши, не умеют играть в коллективе, даже вдвоем, не говоря уже о группе детей. В процессе игровых моментов становятся застенчивыми, молчаливыми, растерянными. Все это возникает не из-за отсутствия желания вступать в контакт с другими детьми, а из-за нехватки познаний, как это делать, как вклиниться в «работающий механизм игры».
Педагог должен мягко, но уверено подталкивать малыша в круг совместных игр. Это поможет ему в становлении личности, в преодолении барьеров общения, наполнит ребенка новыми эмоциями, повысит его социальный опыт. Создаваемое во круг ребенка игровое пространство, должно быть комфортным для него. Малыш должен получить возможность не только с достаточной легкостью вступить в него, но и легко усваивать знания, нормы и стандарты общества.
Дети в раннем возрасте как губка впитывают информацию окружающего мира, легко учатся и перенимают знания. Поэтому нельзя упускать возможности воспитания в них позитивных эмоций к окружению и развития индивидуальности. А чтобы способствовать социализации ребенка, взрослому необходимо поощрять разнообразные формы игры. (см. Приложение)
Приложение
«Путаница»
Цель: Формирование группового единства.
Ход игры: Ведущий выбирается считалкой или назначается воспитателем. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться.
Когда образовалась путаница, ведущий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
«В магазине игрушек»
Цель: развитие умения понимать других, снятие страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход игры: Дети делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» принимают позу задуманной игрушки. Покупатели выбирают одну из игрушек и задают ей вопрос: «Что это за игрушка?» Игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, изображая действия загаданной игрушки. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Угадал – забирает игрушку, нет – уходит без покупки.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Ход игры: Пары детей с закрытыми глазами сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель произносит задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.