Надежда Котромина
Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ
В современных научных исследованиях все чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Денный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь – накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.
Современные авторские программы и технологии социального развития дошкольников имеют целью приобретения ребенком социального опыта и последовательное введение его в социальный мир.
Публикация «Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах
Ребенок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивания обширный фонд культурной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения.
Именно поэтому, как отмечает Н. Ф. Голованова, овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые составляют определенных педагогических условиям:
1) воспроизводить жизненные ситуации, опираясь на детские впечатления повседневной жизни;
2) вызвать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
3) предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантах участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
4) предлагать взаимопомощь, вызвать потребность в сотрудничестве.
Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ.
Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В. С. Безрукова называет идея, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления и т. д.
Таким системообразующим фактором является игра, определенная как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.
В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи, которой может выступить социализация ребенка. В этом случае важно отобрать виды детских игр, наиболее целесообразных для решения данной задачи и способных интегрироваться с другими играми.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовной ценности и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие. Поэтому задача игровой деятельности определена в «Социально-коммуникативной» образовательной области.
В играх формируется приятное своего имени, сознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я - большой»).
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего.
С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса в ДОУ, разнообразные детские игры обладают большими возможностями. Любая игра – глубоко интегрированная форма организации образования дошкольников.
Игровой опыт, по мнению Е. В. Рылеевой, входит в систему формирующего личного опыта дошкольника. Это позволяет предположить, что ему присуще следующие основные компоненты социального опыта:
1) Аксиологический (человек рассматривается как высшая ценность, ребенок стремиться проявить по отношению к нему гуманные чувства и оказать помощь, соответственно в игре сюжеты гуманистической направленности);
2) Когнитивный (ребенок стремиться к изучению другого человека, интересуется его желаниями, пытается понять его особенности, адекватно определяет их у сверстников; понимает символическое значение различных социальных ролей, может менять ролевое поведение в зависимости от изменения действий и поведение);
3) Поведенческий (ребенок подбирает и использует адекватные способы во взаимодействии со сверстниками, умеет выступать в деятельности, во время скорректировать свое поведение, считаться с желаниями других; в выборе ролей не настаивает на главных, способен учесть желание товарища, договориться, исправиться, позитивно разрешать конфликты);
4) Коммуникативный (ребенок владеет способами общения согласно особенностями коммуникативной ситуации и требованиями партнера, владеет этикетными формулами общения, средствами невербальной коммуникации; использует разнообразные ролевые диалоги, в речи поясняет смысл своих действий).
Одним из условий интеграции образовательного процесса в ДОУ является создание полиигрового пространства, представляющего собой комплекс различных видов игр, направленные на социальное познание и социальную практику. Содержательную основу полиигрового пространства ДОУ и семьи составляют следующие игры (С. Л. Новоселова) :
- самодеятельные (сюжетно - ролевые, театрализованные, режиссерские игры- экспериментирования, отражающие субкультурный личный игровой опыт детей;
-игры, специально привносимые в детский опыт взрослыми в развивающих целях (дидактические, психо-гимнастические, досуговые, тренинговые, подвижные, спортивные);
- народные игры, которые вводят детей в национальную игровую культуру.
Игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития (мотивационно-эмоциональный и поведенческий компоненты – образовательные области.
Игровые правила и действия в большей мере способствуют формированию умений, предусмотренный нормами человеческой культуры (поведенческий компонент – все образовательные области).
Изучая разные подходы к описанию детских игр, мы составили опорную таблицу классификаций игровой деятельности.
Классификационные признаки игровой деятельности.
Классификационные признаки Характеристики
Виды игр Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.
Функции игры Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.
Инициатива в возникновении игры От ребенка. От взрослого. От других детей.
Предмет игры Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.
Количество участников Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.
Динамика Статичные. Малоподвижные. Подвижные.
Способ решения игровых задач Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.
Игровые приемы Соревнование. Драматизации
Степень и характер создания Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.
Место развития В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении.
Время создания Архаичные. Традиционные. Современные.
Форма организации Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.
Как видно из таблицы, социально насыщенное полиигровое пространство представляет собой систему предметных и социальных средств, функционально моделирующих содержание детской деятельности.
Принципами его построения являются следующие:
1). Обеспечение места и времени для разнообразных игр; возможности выбора или тематики, содержания, материала, партнеров;
2). Создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно – предметной игровой среды;
3). Обеспечение возможности своего объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту;
4). Предоставление комфортных условий для коллективных игр разной динамики содержания;
5). Создание условий для планирования, моделирования, развития собственной игры.
Как показали исследования В. А. Деркунской, помимо основного способа построение игры, дети занимают определенную игровую позицию (режиссера, актера, зрителя) и соответственно лидерскими качествами выбирают главную или второстепенную роль. Для одних детей характерна ориентация на отражение в играх сферы человеческих взаимоотношений, а других интересует предметное замещение. Одни предпочитают сюжеты производственной тематики, другие – бытовой, а третьи – романтической. Дошкольники с хорошо коммуникативными умениями долго задерживаются на ролевом способе игры, в основе которого лежит ролевой диалог; те же, у кого ярко выражены творческие способности, предпочитают сюжетосложение как способ построения игры.
Обеспечивая интеграцию в процессе создания условий для различных видов игр, необходимо учитывать ведущий способ построения игровой деятельности, игровую позицию ребенка, его предпочтения в выборе сюжета и содержания игры, уровень развития коммуникативных умений, личностные особенности, половую принадлежность, этнокультурные традиции семьи.
Исследователями подчеркивается, что игра становиться эффективной только в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».
Преимущество игры как формы образования состоит также в том, что в ней заложен большой развивающий потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. В настоящее время теоретически разработаны содержание и методика применения игр для реализации всех образовательных областей, что позволят включить их в освоение дошкольниками любой темы, предусмотрительной общеобразовательной программой.
Список литературы
1. Голованова, Н. В. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. –СПб. : Речь, 2004.
2. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка /Л. А. Венгер// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1978.
3. Эльконин, Д. Б. Игра и психическое развитие /Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах; под ред. Д. Б. Фельдштейна. – М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001.