Габбасова Диана
Консультация «Идеальная адаптация в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможна ли идеальная адаптация ребенка в детском саду? Да, если знать все нюансы этого процесса. Тема не новая, но актуальная и при этом ошибки родители из года в год совершают те же. Есть моменты, знание которых, помогут родителю понять механизмы адаптации, и справиться с ней без отрицательных последствий для здоровья и психики их ребенка.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Для начала ответим себе на вопрос, зачем ребенку важно чувство комфорта в детском саду? От этого будет зависеть, как быстро он внедрится в новую для него среду и будет посещать детский сад с завидной регулярностью и радостью. Задачей родителей является сделать из детского сада друга и помощника, не врага.
Когда в жизни ребенка наступает новый период взросления и он поступает в дошкольное учреждение, а родитель готов доверить ребенка воспитателю, родителю важно знать, что такое адаптация в целом, какие уровни она предполагает и подходит ли вообще вашему ребенку сад, учитывая его тип темперамента. Дело в том, что дети сангвиники легче всех адаптируются в детском саду. Флегматикам в саду тоже неплохо, хотя привыкнуть им трудней. Сложнее будет ребенку – холерику – быстро вспыхивающему, раздражительному, обладающему яркой сменой настроения. Не менее трудно придется и ребенку –меланхолику, так как у этих детей вообще слабый тип нервной системы, они плохо справляются с нагрузками. Такие дети обидчивы и ранимы. Так же отметим, что есть нарушения, которые так же осложнят адаптацию. Это во-первых, дети с СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания). Они импульсивны, непоседливы, драчливы, агрессивны, не умеют играть по правилам, не умеют целенаправленно работать. Во-вторых, трудно придется в саду детям с выраженными физическими дефектами. Наши сады плохо приспособлены к нуждам таких деток. Имеет смысл поискать специализированный сад.
Выделяют три основных уровня адаптации в детском саду которые ребенок обязательно будет проходить. Первый уровень называют физиологическим. На этом этапе происходят изменения в деятельности функциональных систем организма (дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой и других). На уровне физиологии мозга при адаптации отмечается десинхронизирующее влияние подкорки на кору больших полушарий. Т. е. кора отключается предоставляя возможность подкорке вступить в свои полномочия. А подкорка это про эмоции, это наше бессознательное, не про разум. Происходит активизация того отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение человека в стрессовых ситуациях (симпатической нервной системы). В результате этого у ребенка наблюдается реакция тревожного ожидания, нарастает нервное напряжение, повышается мышечный тонус, возникает спазм периферических сосудов, в том числе кожи и слизистых оболочек. Происходит напряжение приспособительных сил организма. Далее включаются механизмы саморегуляции, мобилизируются и вырабатываются совершенно новые саморегуляторные механизмы в соответствии с изменившимися внешними условиями. Вновь прибывший ребенок внешне отличается от детей, он выглядит бледным, у него отмечается учащение пульса и частоты дыхания, он тревожен, у него отсутствует аппетит, некоторые дети даже отказываются ходить в туалет. Существует как минимум три категории детей: у одних проблемы связанные с адаптацией, проявляются сразу, у других через две –три недели, у третьих видимых проблем нет. Это связано со многими факторами адаптивных возможностей организма ребенка. Как правило ослабленные дети сложнее адаптируются к дошкольному учреждению. В начальный период у них возникает либо обострение хронического заболевания, либо ОРЗ (острое респираторное заболевание, либо ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция). Такие заболевания часто бывают связаны не только с тем, что в каждой микросреде имеется своя «микро инфекция» и ребенок должен выработать иммунитет к ней, но и еще с одним фактором. В период адаптации у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Это нужно для того, чтобы организм ребенка не пропустил ничего нового, к чему нужно будет приспособиться в дальнейшем. «Уход в болезнь» является защитной реакцией любого организма – и детского и взрослого. Ребенок не выдерживает нагрузку и бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, заболевает. А заболев он возвращается в привычную им домашнюю обстановку, в которой он и так хорошо адаптирован. Такой уход в болезнь будет продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не сможет приспособиться к детскому саду, пока не почувствует себя в безопасности и привычной для него обстановке. Вот почему важно хотя бы ближайшие три месяца организовать для ребенка в детском саду щадящий режим и сократить пребывание в нем хотя бы до 4-5 часов.
Второй уровень адаптации предполагает психический. Здесь происходит перестройка динамического стереотипа в соответсвтии с новыми требованиями окружающей обстановки. Дело в том, что семья это место, где все знакомо, и даже в некоторых семьях не совсем порою благоприятно и благополучно. Но семья расценивается ребенком как среда знакомая, родная, понятная, не угрожающая жизни. Ребенок привык быть с мамой, папой, сестрами и братьями, со своими игрушками, со своей кроватью, горшком и тд. Как только ребенок погружается в незнакомую им среду, с изолированным помещением, где один взрослый в лице надзирателя,, где незнакомые дети, которые в таком же стрессе, незнакомые игрушки, а главное новый распорядок дня, все это приводит к смене динамического стереотипа, то есть привычек. Мозг не любит нарушения привычек. Главная задача родителя сформировать новые привычки для того, что бы мозг легко адаптировался. Для этого задолго до поступления в детский сад желательно :
1. Рассказывать, что такое детский сад, кто такой воспитатель и няня, для чего нужны шкафчики в коридоре, что такое прогулка, зарядка в детском саду, занятия музыкой и физкультурой. Обо всем этом важно рассказать малышу заранее до поступления им в сад
2. Важно перейти на режим детского сада. Ложиться и вставать рано.
3. Рацион питания в идеале так же приблизить к тому, какой он в детском саду.
4. Важно ходить почаще знакомиться с территорией сада. Можно присоединиться на прогулку совместно с вашим будущем воспитателем и детьми. Ребенок будет привыкать визуально.
5. Приобрести книгу про детский сад с яркими страницами, иллюстрирующими жизнь детского сада. Где будет наглядно продемонстрирован режим. У детей двух трех лет доминирующее мышление наглядно действенное и совсем чуток наглядно образное. Поэтому книга, это отличный инструмент знакомства с чем-то новым.
6. Игра «Детский сад». Проигрывание ситуаций, которые возникнут в детском саду. Мама в ней воспитатель, куклы могут выступить в роли детей, которые с помощью мамы оживают. Проигрывать в процессе дня режимные моменты. Все зависит от вашей фантазии. Эта ролевая игра очень увлекает ребенка.
И наконец третий уровень адаптации, который проходит ребенок это социальный. Она предполагает установление оптимального взаимодействия личности с коллективом, усвоений норм и традиций группы, овладение новыми средствами и новым образом действия, вхождение в ролевую структуру группы. Ребенку важно научиться общаться, выстраивать отношения со сверстниками, воспитателем, пройти моменты споров, возможно драк, научиться находить компромиссы, умение договариваться и тд. Все эти навыки в дальнейшем ребенок будет применять в школе. Детский сад идеальное место для отработки этих навыков. Задача родителей понять это и отпустить чадо в новый этап его жизни, не препятствовать посещение детского сада. Если процесс социализации ребенком будет плохо пройден, то наверняка в школе он будет чувствовать себя очень неуверенно, а еще больше может стать жертвой травли.
В заключении хотелось отметить, ошибки, которые родитель сам того не понимая совершает во время этого периода и тем самым усугубляет процесс адаптации. Основная из них ошибок это приводить ребенка в детский сад к 9 или 10 утра. В сад нужно изначально приходить в режимные моменты, чтобы ребенок видел как другие дети приходят, где раздеваются и тд. С собою родители порой не ложат запасных вещей и любимых игрушек. Хотя игрушки и запрещены в детском саду, все же многие воспитатели идут навстречу и ребенку намного комфортно будет с близким ему предметом. Одежда у ребенка должна быть такой, которую он сам сможет надеть, никаких перчаток, а только варежки, ботинки или на липучках или на замочке, не на шнуровке, колготки легко надеваемые. Обязательно носовой платок в карман. Одежда вся подписанная. и наконец неправильный ритуал прощания. Оставляя ребенка в саду, родитель не должен уходить быстро, он должен быть спокойным и непоколебимым. Дети считывают все эмоции с лица значимого взрослого. Затягивать ритуал прощания так же неверно. Исчезать резко не попрощавшись так же будет неправильным. Помахав рукой, сказав фразу «Я тебя люблю и я за тобой приду» будет идеальным вариантом.
Таким образом, учитывая все факторы описанные выше остается надеяться, что малыш удачно справится с новым периодом в его жизни, а вы будете главным помощником в этом деле. Удачи!