Елена Головина
Хороводница. Мастер-класс по изготовлению народной куклы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Ермолаевская СОШ»
Мастер-класс
Русская народная кукла – «Хороводница»
Подготовила:
воспитатель
Головина Елена
Юрьевна
ЦЕЛЬ: ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ИГРОВОЙ КУКЛЫ «ХОРОВОДНИЦА»
Публикация «Хороводница, Мастер-класс по изготовлению народной куклы» размещена в разделах
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: ПОЗНАКОМИТЬ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУКЛОЙ «ХОРОВОДНИЦА», УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ О НАРОДНОЙ КУКЛЕ.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА : РАЗВИТЬ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ НАРОДНОЙ КУКЛЫ, К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ И ЛЮБВИ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ.
Делать данную куколку можно с детьми, начиная со старшей группы.
В последнее время все острее встает вопрос о возрождении русских национальных традиций. Чтобы воспитать любовь к родине надо знать и понимать свои традиции.
Народная кукла-эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она помогает ребенку подражать миру взрослых отношений. В игре с народной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения
История народной игровой куклы «Хороводница»
В давние времена все имело смысл. Очень часто даже игровая кукла делалась не только для забавы, но и для того, чтоб помогла приобрести нужный в работе навык
Кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережной обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребенку сразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение и освоение нового вида рукоделия для нее проходило быстрее.
Вначале первых кукол малышам делали старшие дети или взрослые, чаше всего это были, конечно, няньки – те, кто в семье смотрел за маленькими детьми. Немного повзрослев, ребятишки могли и самостоятельно изготавливать таких плясуний и устраивать вместе с друзьями и подружками большие игрушечные хороводы. Умелое обращение с Хороводницами приветствовалось и поощрялось, отличившиеся усердием девочки после того, как одевали юбку могли на полных правах участвовать в хороводах со старшими подружками.
Напомню, что до 5-7 лет все дети бегали в длинных рубахах, игрались одними игрушками в одни и те же игры. Если ребенок нормально развивался, обучался, воспитывался и стремился к новым знаниям и делам, то проводили обряд инициации, после которого мальчики уже ходили в штанах, девочки в юбках. Таких детей, теперь уже подростков, сажали за общий стол во время приема пищи, у них появлялись новые взрослые обязанности. Игры и игрушки уже были разными у мальчиков и девочек, как и вся последующая их жизнь.
Организационный момент:
Создаем психологический настрой на совместную творческую продуктивную деятельность :
Вместе в круг мы соберёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Ты мой друг и я твой друг,
- Стало весело вокруг!
Какое у вас настроение? (хорошее)
Давайте проверим, все ли у нас имеется для изготовления нашей Хороводницы.
Ход выполнения изделия
Голова.
Кладем небольшой слой ваты или синтепона. Примотать нитками белыми, чтобы вата не слетала. Голова за счет вата стала мягкой и ровной.
Юбочки
Накладываем верхнюю юбку на нижнюю, определяем центр.
Прикладываем юбочки центром к вершине головы и заматываем белой нитью вокруг шеи.
Равномерно распределяем складки на юбке. Юбка должна быть пышной.
Рукава
Закладываем краешки на прямоугольнике на расстоянии 1 см, заутюживаем рукой, собираем узкий край в складочки, заматываем этот конец красной нитью. У нас получились рукава.
Надеваем рукава на голову кукле, закладываем складочки так, чтобы было ровное личико и получились две руки одинаковой длины. Заматываем нитью. Получилось лицо, руки и шея. Рукава расправить, чтобы ручки были подняты в стороны.
Головной убор.
Надеваем на голову повойник. Это может быть тесьма с зубчиками, или лента атласная Если тесемка простая и тонкая ее завязывают на узелки, так и делали в старину.
Одеваем платок. Закладываем на платке складочку и повязываем платок на голову. Концы платка завязываем на два узелка на шее сзади.
Поправляем рукава, юбочки из под платка. Наша кукла Хороводница готова!
Как играть с тряпичной куклой Хороводницей.
Эта тряпичная кукла была и остается не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно «оживить». Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило девчоночьи ручки к работе пряхи. Конечно, сегодня никто не прядет шерсть вручную. Но развитие мелкой моторики пальцев, координации и произвольности их движений
Наши предки делали для игры две куколки. Девочка крутила одновременно в двух руках по куколке, тем самым готовясь к будущей работе (прядению) и развивая необходимые навыки.
Хорошо если получится двумя руками крутить одну куколку, так чтобы куколка крутилась достаточно быстро и юбочка у Хороводницы поднималась вверх. Можно положить палочку между ладошками и как бы «потирать» ими. В любом случае палочка должна крутиться и Хороводница вместе с ней. Такое упражнение очень полезно для деток: и девочек и мальчиков, так как заставляет ручки работать и развивает речевые центры ребенка.
Сыграем в игру «Малечина-Калечина.»
На раскрытую ладонь ставим палочку и стараемся как можно дольше удержать ее на ладони. Ставим и приговариваем: "Малечена-калечина, сколь часов до вечера. Раз, два, три, четыре, пять, шесть…". Считаем, пока палочка не упадет. Главное нельзя придерживать палочку пальцами или второй рукой.
Рефлексия.
Был ли вам полезен данный мастер-класс?
Будите ли вы применять в своей работе народную куклу «Хороводницу»?
Хочу закончить словами русского писателя, критика Андрея Синявского:
«БЕЗ НЕЕ,БЕЗ КУКЛЫ, МИР БЫ РАССЫПАЛСЯ,РАЗВАЛИЛСЯ И ДЕТИ ПЕРЕСТАЛИ БЫ ПОХОДИТЬ НА РОДИТЕЛЕЙ,И НАРОД БЫ РАССЫПАЛСЯ ПЫЛЬЮ ПО ЛИЦУ ЗЕМЛИ»