Светлана Буянова
Характеристика основных понятий ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика основных понятий ЗОЖ
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.
Казначеев утверждает, что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Н. А. Амосов считает, что Здоровье имеет две стороны:
- качественная (норма артериального давления, норма частоты пульса, температуры и тд.);
Публикация «Характеристика основных понятий ЗОЖ» размещена в разделах
- количественная, она является определяющей. Это определенная сумма резервных мощностей организма, которые проявляются в критических ситуациях.
Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия человека.
Виды здоровья: (физическое, нравственное, индивидуальное и общественное).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловлен-ное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Соматическое здоровье (телесное) - это текущее состояние органов и систем.
Факторы здоровья:
- условия и образ жизни;
- труд;
- психологический климат;
- питание;
- двигательная активность;
- генетика.
Существует понятие индивидуального и общественного здоровья.
Общественное здоровье – это оценка демографического показателя (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и заболеваемость).
Индивидуальное здоровье – это наличие или отсутствие заболевания:
- степень сопротивления организма;
- уровень физического развития;
- уровень функционирования основных систем организма.
Образ жизни – это социально философские и биосоциальные категории, которые интегрируют представления об определенном типе жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, быт, форма удовлетворённых потребностей, правила индивидуального и общественного поведения).
Здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком самых разнообразных функций, выражает ориентацию деятельности человека в направлении формирования сохранения и укрепления здоровья.
Большинство специалистов рассматривают здоровый образ жизни и как способ жизнедеятельности, и как процесс соблюдения человеком определенных норм, правил, ограничений.
Компоненты здорового образа жизни:
1) Познание человеком самого себя, а также осознание необходимости укрепления своего здоровья;
2) Соблюдение правил гигиены в отношении себя и при общении с окружающими людьми;
3) Организация оптимальной двигательной активности;
4) Различные, подходящие конкретному человеку виды закаливания;
5) Рациональное питание с учетом особенностей региона;
6) Психогигиена.
7) Соблюдение правил безопасности в различных жизненных ситуациях;
8) Соблюдение правил здорового поведения;
9) Отказ от вредных привычек.
Компоненты здорового образа жизни дошкольников:
1) Личная гигиена;
2) Закаливание;
3) Оптимальный двигательный режим;
4) Психогигиена.
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенных педагогических воздействий.
В последние 15 – 20 лет используется термин - здоровьесбережение. Это определенный комплекс условий, средств, мероприятий и технологий, направленных на укрепление психофизическое и психологическое здоровье детей.
Здоровьесберегающая педагогика – определяет важность необходимости формирования культуры здоровья, в том числе и ценностного отношения к здоровью.
Культура здоровья – это интегративные личностные образования, которые состоят из трех компонентов:
1) когнитивно – мотивационный;
2) эмоциональный;
3) волевой.
Культура здоровья ребенка зависит от следующих факторов:
1) ценностное отношение к здоровью и жизни человека;
2) наличие системы устойчивых представлений о здоровье, здоровьесберегающих правил, наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;
3) элементарная компетентность.
Формирование культуры здоровья необходимо использовать с раннего возраста, используя «образы здоровья» на доступном для детей этого возраста уровне.
«Образ здоровья» - это представление о том, что обозначает быть здоровым:
- представление о своем организме;
- представление о том, как сохранять и укреплять здоровье;
- установка мотивация, определяющая действия;
- необходимость ребенка из позиции объекта превратиться в активного участника.