Елена Галкина
Сценарий досугового мероприятия «Гусли звончатые»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий досугового мероприятия
«Гусли звончатые, переливчатые[/b]
Цель: ознакомление детей с русским народным инструментом – гусли
Задачи:
1. Продолжать расширять знания детей о русских народных инструментах.
2. Дать представление о русском народном инструменте – гусли (его строении, звучании, принципах игры).
Публикация «Сценарий досугового мероприятия „Гусли звончатые“» размещена в разделах
3. Пополнить словарный запас новыми словами (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли).
4. Формировать слушательную культуру детей.
5. Развивать певческо-вокальные навыки.
6. Развивать познавательный интерес к народному творчеству, игре на русских народных инструментах.
7. Развивать самостоятельность, инициативу, фантазию у детей.
8. Воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, народной культуре.
Возраст детей: 6-7 лет
Материалы и оборудование.
Для детей: шумовые музыкальные инструменты, гусли детские, трещотки традиционные, трещотки –рубель, кокошник, бубенцы, ложки;
Музыкальные инструменты: баян, гусли ( взрослые: крыловидные, шлемовидные, различных вариантов, мультимедийная система, музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация Power Point «Гусли звончатые», фонограмма русской народной мелодии «Барыня», в исполнении оркестра русских народных инструментов, фонограмма звучания гуслей, видеофильм с исполнителями на гуслях (по выбору педагога).
Ход досугового мероприятия:
Под фонограмму русской народной мелодии «Барыня», в исполнении оркестра русских народных инструментов, выходит музыкальный руководитель в русском народном костюме. Здоровается с детьми, проговаривая нараспев слово «Здравствуйте».
Музыкальный руководитель: Ребята, какая красивая музыка звучала, когда я вошла. В чьём исполнении она звучала?
Дети: В исполнении оркестра русских народных инструментов.
Музыкальный руководитель: А, как вы это определили?
Дети: Мы слышали звучание домры, балалайки.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы будем с вами знакомиться с ещё одним русским народным инструментом, может быть кто-то из вас узнает его?
Звучит мелодия в исполнении гуслей. Дети отвечают.
Из-за кулис выходит гусляр, с гуслями в руках.
Гусляр : Здравствуйте, ребята. Я принёс вам музыкальный инструмент. Как он называется?
Дети отвечают.
Гусляр : Ребята, сегодня я вам расскажу об истории возникновения гуслей.
Рассказ гусляра сопровождается показом инструментов и презентации «Гусли звончатые, переливчатые».
Гусляр : Гусли-инструмент струнный (Слайд № 1). Название его происходит от древнерусского слова «густы» -гудеть, а так как при игре струна издавала звук, гудела, то она получила название «гусла». Значит, гусли-это струны, гудящие струны. Инструмент этот, ребята, очень древний. С ними ходил по русской земле древнерусский сказитель Боян (Слайд №2, а также, на них играли скоморохи (Слайд№3). А так как сказители рассказывали о подвигах наших богатырей, то и форму гуслей делали, напоминающую головной убор русских воинов-шлем. И назывались такие гусли «шлемовидные» (показ «шлемовидных» гуслей, (Слайд №4). А ещё, русский народ многие формы подсматривал у природы. И поэтому форма некоторый гуслей напоминала крыло птицы. Они так и называются - «крыловидные» (показ «крыловидных» гуслей, (Слайд№5). Музыканты, которые играли на гуслях назывались гуслярами.
Гусляр называет форму гуслей, которые у него в руках и рассказывает приёмы игры на гуслях, а затем, предлагает послушать детям их звучание.
Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам спеть под аккомпанемент гуслей. Но, для того, чтобы начать петь, нам нужно «разогреть» голос.
Проводится дыхательная гимнастика: «Задуй свечу» - вдох, длинный выдох, как будто задуваем свечу.
Исполняется попевка «Андрей-воробей» :
1. Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
2. Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок,
Клевать колосок.
Музыкальный руководитель: А, сейчас, мы с вами исполним под аккомпанемент гуслей, русскую народную песню «Во поле берёза стояла», которую мы с вами разучивали на музыкальных занятиях.
Исполняется первый куплет песни под аккомпанемент гуслей.
Музыкальный руководитель: Ребята, как красиво у вас получается петь под гусли. А что ещё можно делать под аккомпанемент гуслей?
Дети: Танцевать.
Музыкальный руководитель: Правильно. Можно танцевать как плавные танцы, так и быстрые пляски.
Предлагается детям потанцевать: хоровод, (проводится с желающими, под мелодию «Во поле берёза стояла» (Музыкальный руководитель «заводит» хоровод); пляску под русскую народную мелодию «Из-под дуба, из-под вяза» (танцевать можно как показу танцевальных движений Музыкальным руководителем, так и по инициативе детей) под аккомпанемент гуслей.
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами пели и танцевали под гусли. А, хотите создать свой оркестр и поиграть вместе с гуслями.
Предлагаю всем, кто желает, выбрать себе музыкальный инструмент и занять место в оркестре (детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать музыкальный инструмент).
Проводится игра «Оркестр» под русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени» Игра проводится с детьми, желающими участвовать в оркестре.
Музыкальный руководитель: Как здорово мы поиграли! А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим на экран.
Продолжается показ слайдов презентации с последующим рассказом музыкального руководителя.
Презентация «Гусли звончатые»
Слайд 6, Слайд 7. В оркестре русских народных инструментов обязательно есть гусли.
Слайд 8. Есть ансамбли, состоящие из одних гусляров.
Итог:
Музыкальный руководитель:
- Скажите мне, пожалуйста, с каким русским народным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились?
-Красиво звучат гусли?
-Какие виды гуслей бывают?
-Как называются музыканты, которые играют на гуслях?
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня вы слышали, как звучат гусли в исполнении музыканта-гусляра Ф. И. О., давайте поблагодарим его за прекрасную игру аплодисментами и пригласим его на наши следующие мероприятия, посвящённые русским народным музыкальным инструментам.
Ребята, вы хотите увидеть, как играет ансамбль гусляров? Я хочу предложить вам видеофильм, который вы посмотрите в группе, и где вы увидите, как на гуслях играют двое, трое и несколько исполнителей. А ещё, я попрошу вас нарисовать музыкальные инструменты, на которых вы играли в оркестре. Из ваших работ мы составим альбом русских народных инструментов.