Ирина Кожаткина
Групповая родительская консультация «Гиперактивный ребенок. Инструкция по взаимодействию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с проявлениями Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей дошкольного возраста.
Словосочетание «гиперактивный ребёнок» мы слышим сегодня очень часто. По данным исследований с каждым годом число таких детей увеличивается. Кто-то считает это особенностью развития, кто-то болезнью, а кто-то убеждён, что данное понятие указывает не столько на проблему ребёнка, сколько на нерадивость родителей, учителей и воспитателей, которые «не хотят заниматься малышом» из-за собственных эгоизма, лени и неумения.
Публикация «Групповая родительская консультация „Гиперактивный ребенок, Инструкция по взаимодействию“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Мамочки называют своих непосед гиперактивными детьми. На самом деле, происходит подмена понятий. Нормально развивающиеся детки должны быть подвижными, любознательными почемучками. А приставка «гипер» означает, что активность проявляется сверх нормы.
Что такое СДВГ?
Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г., гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком.
В действительности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально внесён в медицинские справочники и упоминается в международной классификации болезней. При этом по части диагностики заболевание остается одним из наиболее проблематичных.
Симптомы. Как проявляется гиперактивность у ребенка.
Первые признаки гиперактивности наблюдаются в дошкольном возрасте.
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Как проявляется гиперактивность у ребенка.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5 – 15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для детей с СДВГ эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
Вместе с тем, гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию.
Причины
Предполагается, что на развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) влияет множество факторов. Но достоверно выявить причину развития заболевания трудно. Все точки зрения на причину и течение заболевания можно объединить в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические.
Так к биологическим факторам могут быть отнесены: токсикозы во время беременности, патология родов, инфекции, интоксикации плода. На еще не родившегося и уже растущего ребенка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью и ребенком.
Большое значение имеет психологический микроклимат семьи: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей.
Значение имеют и особенности воспитание ребенка: гиперопека или наоборот, педагогическая запущенность.
Кроме того, дети могут наследовать признаки гиперактивности и от родителей. Все это может стать причиной развития психопатологии ребенка.
Последствия игнорирования
Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.
Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.
Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз на будущее вполне благоприятный.
Отличия ребенка с СДВГ от активного ребенка
Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко, есть большая разница между просто активностью ребенка и гиперактивностью.
Активный ребенок:
1. Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и с удовольствием поиграть с конструктором или пазлы пособирать.
2. Активный не везде. Например, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в детском саду или в гостях у малознакомых людей.
3. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов, на которые ждет ответы и внимательно их выслушивает.
4. Как правило, не страдает нарушениями сна и пищеварения.
5. "Неагрессивный", конечно может повздорить со сверстниками и в пылу конфликта подраться, но сам редко провоцирует скандал.
6. Выражено чувство страха перед опасностью.
7. Способности к самоорганизации сформированы в соответствии с возрастом.
Гиперактивный ребенок:
1. Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, даже если устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
2. Ребенок - неуправляемый, как правило не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
3. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает других, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
4. Очень трудно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. Часто возникают кишечные расстройства, аллергия.
5. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
6. Очень важно помнить, что гиперактивные дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать.
7. Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (ему трудно выстроить и придерживаться определенной последовательности действий).
Как действовать родителям?
Родителям нужно обязательно обращать свнимание на наличие приведенных выше симптомов и своевременно обратиться к специалистам!
Наличие гиперактивности определяет врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.
При СДВГ требуется комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения, психолого-педагогической помощи, коррекции детско-родительских отношений и нормализации внутрисемейных отношений.
Рекомендации по взаимодействию с ребенком.
Сделайте жизнь ребенка максимально предсказуемой и спокойной. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко (окрики возбуждают ребенка).
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (очень помогают схемы (в каком порядке одеваться и т. п.)
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание и пр.).
Не рекомендуются единоборства, коллективные (групповые) виды спорта, теннис, фехтование.
Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться правилам. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.