Елена Швецова
«Грибочки в лукошке». Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе
▼ Скачать
Грибочки в лукошке.
(Открытое мероприятие в старшей группе)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников старшей группы по образовательной области «Художественное творчество» (лепка из песочного теста» с использованием ИКТ.
Вид: продуктивная деятельность (лепка).
Публикация «„Грибочки в лукошке“, Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Грибочки в лукошке».
Программное содержание.
- уточнить представления о времени года (осень, температура воздуха, продолжительность дня, непогода, листопад;
- дать представление о пейзаже, подведение детей к созданию образа осени посредством репродукций картин великих русских художников и поэтов;
- прививать чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;
- формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений великих русских художников-пейзажистов;
Знакомить со свойствами и составом песочного теста: мука, соль, сахар, яйца, масло, сода;
- совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять ее для создания выразительных образов шляпки и ножки гриба : раскатывать тесто между ладонями прямыми движениями при помощи муки, вдавливать, прищипывать;
- учить создавать образ гриба из песочного теста с использованием многообразия усвоенных приемов лепки;
- воспитывать интерес к лепке, самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность;
- эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово;
- уточнить знания и представления детей о геометрических телах;
- закреплять навыки количественного счета;
- обогащать словарный запас детей (пейзаж, песочное тесто, художник-пейзажист, глазирование);
Методические приемы
На экране ноутбука рассмотреть репродукции картин Константина Сомова «Девушка с грибами», Аркадия Пластова «Летом», изображения различных грибов с названиями, картинки грибов для детей. (ЯНДЕКС. «Картины с изображением грибов». ЯНДЕКС. «Рисунки грибов с названиями». ЯНДЕКС. «Детские картинки с грибами»).
Предварительная работа.
На экскурсии педагог обращает внимание детей на природный пейзажный мотив дворика. Самое лучшее время для экскурсии – октябрь, кода в природе уже наблюдаются признаки осени, желтеют и краснеют листья на деревьях, кустарниках, начинается листопад, летит паутина, улетают птицы в теплые края, часто идет дождь и дует ветер.
В этом случае важно услышать: природа осенью готовится к зиме, деревья готовятся ко сну, сбрасывают листву, чтобы набраться сил для новой весны.
Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном.
(В. Орлов).
На прогулке у педагога в «волшебной корзинке» должны быть осенние листочки, цветы, кисточка в нарядной одежке, она будет исполнять роль осенней волшебной палочки, помощницы осени.
Так как непосредственно-образовательная деятельность проводится в детском саду, где используются слайды и репродукции, материал дополняется фонограммой птичьих голосов, шума леса, музыкальным фрагментом произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Желательно позаботиться и о «сенсорных пробниках» - звукоподражание посредством использования шумовых инструментов.
Репродукции (И. И. Шишкин, И. И. Левитан, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов) дают возможность познакомить детей с развитием «образа осени» во времени: от РАННЕЙ осени («Рожь» Ивана Шишкина, «Золотая осень» Василия Поленова) до ПОЗДНЕЙ осени («Осень» Апполинария Васнецова, «Первый снег» Василия Поленова).
Просмотр репродукций картин художников, демонстрирующих непогоду, можно насытить двигательными моментами.
Наблюдение изменения цвета листьев, листопада во время прогулки. Рассматривание и анализ детских игр, лото, наглядного материала с изображением грибов.
Материалы и оборудование.
Песочное тесто, приготовленное за час, ножи разовые, доски разделочные, мука, салфетки, мак для украшения ножек грибов, сок моркови, кисточки, противни, фартуки и косынки, приготовленное заранее письмо от Старика-лесовика, сам Старик-лесовик, аудиозаписи «Звуки леса», «Пение птиц», фрагменты произведений П. И Чайковского «Времена года», «Осенняя песнь», запись музыки Ершова, слова Михайлова «Осень длинной, тонкой кистью», магнитофон, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Грибы в лесу», репродукции картин и иллюстрации (по теме, сюрприз от педагога.
Ход открытого мероприятия.
Педагог читает стихотворение о Старичке-лесовике.
Шел по лесу старичок, Старичок-лесовичок,
Весь мохнатенький, сучковатенький,
Нес он рыжики в корзинке,
А куда свернул с тропинки мы и не заметили.
А вы, ребята, его не встретили?
(Ответы детей).
Педагог: Дети, а вот он оставил нам письмо, Интересно, что в нем? Вот, что он пишет: «Дорогие ребятки! Пишет вам ваш друг – Старик-лесовичок. В моем лесу случилась беда. Невоспитанные туристы отдыхали в лесу, намусорили, все цветы и грибы с корнями выдернули. Лес обиделся, цветы закрылись, птицы петь перестали! Помогите! Помогите! Жду вас с нетерпением! Ваш Старик-лесовичок».
Педагог: Ну, что, ребята, поможем нашему другу? Спасем лес? Тогда закройте глаза, а я скажу волшебные слова:
Здравствуй, здравствуй, лес дремучий! Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой ночью темной, грозовой,
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь, мы – свои!
Открываются репродукции картин И. Шишкина с изображением леса, в изо-студии тихо, музыка не звучит.
Педагог: Вот мы и оказались в лесу. Ребята, вы слышите лес? Нет, не слышно пения птиц, шелеста листочков на деревьях, журчания ручья, шуршания и жужжания насекомых. Сразу понятно, что что-то случилось! Не пускает нас лес!
Дети, а давайте повторим правила поведения в лесу. Это поможет Старичку-лесовичку. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие – говорить «ДА», а если плохие – «НЕТ».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет.
- Если разведу костер, а тушить не буду? – нет.
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да.
- Если съем пирожок и выброшу бумажку? – нет.
- Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да.
- Если сильно насорю и убрать забуду? – нет.
- Если мусор уберу, банку закопаю? – да.
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да.
Пожалуйста, запомните, как должен вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научите этому своих друзей!
(В это время начинает очень тихо звучать музыка леса и появляется Старичок-лесовичок).
.
Старичок-лесовичок :
Кто в лесу моем гуляет?
О, да это ребятишки, смешливые девчонки, забавные мальчишки!
Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Старик-лесовик : Узнали меня, ребята? Я – Старичок-лесовичок. Жду вас. Кто природу губит, с тем я строг. А кто лес уважает, растения не обижает, зверям помогает, тот гостем желанным у меня бывает. Наконец-то вы пришли! Помогите, пожалуйста, открыться лесу. Если вы мои задания выполните, он пустит вас к себе.
Педагог: Не плачь, Старичок-лесовичок, мы тебе поможем, все задания выполним.
Задание 1. Ребята, отгадайте загадку: дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт! Заходи в зеленый Дом, чудеса увидишь в нем. (Лес).
Задание 2. Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк).
Много стихов и песен сложено про русскую березку-красавицу. А вы, ребята, знаете песенку про березку? (Дети поют песенку).
Задание 3. Ребята, а как называется лес, в котором растут ели, сосны? (Хвойный).
Задание 4. Ребята, а как вы думаете, что такое смешанный лес? Какие деревья растут в смешанном лесу? (Береза, осина, дуб, ель, клен и т. д.).
Задание 5. Надо решить задачку об обитателях леса.
На поляне у дубка крот увидел два грибка.
А подальше у осин он нашел еще один.
Кто ответить нам готов, сколько крот нашел грибов? (Ответы детей).
Задание 6. Ребята, расскажите лесу, какие грибочки вы знаете. Я буду вам стихи читать, а вы будете отгадывать названия грибочков.
А вот кто-то важный на беленькой ножке
Он с красной шляпкой, на шляпке – горошки!
(Мухомор).
Мы ходили в темный бор, повстречали мухомор,
Красной шляпкою манит, но не трогай! Ядовит!
На поляне лесной, под могучей сосной
Старый старичок, на нем бурый колпачок.
Колпачок на бочок. Кто в лесу бывает, тот его и знает.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – боровик.
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это – сыроежки.
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я подосиновик.
Под листами на поляне в прятки девочки играли.
Притаились три сестрички, светло-желтые лисички.
Старичок-лесовичок : Молодцы, ребята! Ну, а теперь покажите мне ваши рисунки с грибочками, порадуйте старика. (Дети показывают свои рисунки о лесе, о грибах, фонограмма со звуками леса включается все громче).
Старик-лесовик : Спасибо, дети! Садитесь на полянку, давайте послушаем звуки леса со всеми ее обитателями. (Слушают музыку). Спасибо вам, дети, вы спасли лес! Пойду я, дел в лесу много! До свидания, дети!
Педагог: До свидания, лесовик! И нам, ребята, пора в детский сад возвращаться! А чтобы проулка в лес запомнилась, я предлагаю вам смастерить подарок Старику-лесовику. Давайте из вкусного песочного теста слепим грибочков-боровичков, а наш повар тетя Оксана Михайловна испечет их. Мы отправим подарок в лес. Пусть полакомятся и Старичок-лесовичок, и белочка, и ежик, и птички. Согласны?
Педагог включает музыку, проводится пальчиковая гимнастика (по усмотрению педагога).
Педагог: Вот, посмотрите, дети, у меня в руках кусочек теста. Какое оно мягкое, как тянется. Ребята, а кто-нибудь знает, из чего состоит тесто? (Ответы детей, педагог помогает им, дополняя ответы).
Сначала я покажу, как лепить грибочек. Обмакнем руки в муку, чтобы тесто не прилипало к ладоням, скатываем шарик, теперь вдавливаем пальчик в шарик, чтобы на нем появилась ямочка. Она нужна для ножки грибочка. Отщипываем еще кусочек теста, раскатываем «колбаску», режем ее на кусочки. Чтобы ножка хорошо вошла в шляпку, надо рукой оттянуть кусочек теста, чтобы с одного конца она была остренькая. Смачиваем кисточкой ямку в шляпке и вставляем ножку, примазывая друг к другу.
Педагог демонстрирует свой грибок, предлагает детям слепить такой же.
Дети берут комочки теста и приступают к лепке. Педагог помогает. Работы детей выкладываются на противень, смазанный маслом.
Педагог: Молодцы, ребята! Хороший подарок получился для Старичка-лесовичка! Мы запечем наши грибочки, раскрасим шляпки глазурью из морковного сока и соберем в корзинку. Я приготовила вам сюрприз: спекла дома две корзинки для грибов, одну для Старичка-лесовичка, а другую – для нас.
Грибы выпекаются на пищевом блоке. Дети в полдник собирают корзинку с грибами, листочками для Старичка-лесовичка, а оставшиеся грибы выставляются на чайный стол. В гости приглашаются воспитатели, родители.
Удачного и творческого вам путешествия в мире ароматного теста!