Надежда Гордеева
Грамматические игры с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.
Грамматика для детей? Нужна ли она? Склонение, спряжение, род, число, падежи, суффиксы, приставки… Какое отношение всё это имеет к дошкольнику? Самое прямое, ведь именно в этом возрасте ребенок учится грамматически правильно строить свою устную речь в соответствии с нормами родного языка. Что Вы предпочтете: пассивно ждать ошибок в речи ребенка и исправлять их или уже сейчас начать играть с малышом в грамматические игры? Игры со словами для детей помогают развить «чувство языка» и предупредить возникновение многих грамматических ошибок, побуждают ребенка экспериментировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые закономерности. Давайте поиграем вместе!
Темочки:
ИГРА 1. НАЗОВИ ЛАСКОВО
В игре «Назови ласково» ребенок научится создавать новые слова из известных, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (лиса – лисичка, дом – домик и т. д)
ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Эта игра развивает у малышей внимание к слову, умение подбирать точные по смыслу слова.
1. Саша и Таня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Таня и Саша (ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол (подметать, пыль (вытирать, белье (стирать, посуду (мыть, тарелки и чашки на стол (расставлять, вилки и ложки на стол (раскладывать, игрушки на место (убирать, книги на полках красиво (расставлять). А ты помогаешь маме и бабушке? Папе и дедушке? Как?
2. Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите малыша: «Что я делаю?» Если он молчит, скажите сами: «Я наливаю воду в лейку». А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). А теперь что я делаю? (переливаем воду из чашки в другую чашку, неожиданно немного проливаем). Что случилось? (Я пролила воду.)
3. Давай поиграем. Я буду изображать, что я делаю – наливаю воду или поливаю цветы, или выливаю воду из лейки, или пролила случайно воду, а ты догадаешься, что я загадала. Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает. Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает действие, а Вы угадываете, что он делает.
ИГРА 3. ЗАГАДКИ
Наша третья игра «Загадки» поможет подготовить малыша к овладению очень важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно описывать картинки и предметы.
Примеры загадок.
1. Картинка – репа. «Она желтая как….(цыпленок, одуванчик, банан, солнце, дыня. Она сладкая как (сахар, яблоко, мед, конфета и др.). Она круглая как….(мячик, клубок и др.) Что это?» (Репа)
2. Картинка – огурец. «Он длинный как….(морковка, карандаш, палочка и др.) Онн зеленый как. (травка, кузнечик, листочек).Он вкусный как (любимое блюдо ребенка).Что это? (Огурец)
Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах, называя их форму, цвет, размер, вкус (Морковь – оранжевая как апельсин, мандарин, длинная как, сладкая как, полезная как… и т. д.) и сделайте с ребенком книгу загадок, автором которой он станет. Игры со словами – важный вклад в развитие дошкольника, ведь они развивают языковые способности детей.
Игра 4. «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК СЛОВА»
У меня разные картинки, давайте их назовем (указываем на картинки, ребенок по очереди называет их). Я тебе расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушай, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».
Игра 5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Ребенок учится составлять рассказы о профессиях.
Образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, ребенок составляет по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?