Надежда Гордеева
Грамматические игры с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.
Темочки:
Грамматика для детей? Нужна ли она? Склонение, спряжение, род, число, падежи, суффиксы, приставки… Какое отношение всё это имеет к дошкольнику? Самое прямое, ведь именно в этом возрасте ребенок учится грамматически правильно строить свою устную речь в соответствии с нормами родного языка. Что Вы предпочтете: пассивно ждать ошибок в речи ребенка и исправлять их или уже сейчас начать играть с малышом в грамматические игры? Игры со словами для детей помогают развить «чувство языка» и предупредить возникновение многих грамматических ошибок, побуждают ребенка экспериментировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые закономерности. Давайте поиграем вместе!
ИГРА 1. НАЗОВИ ЛАСКОВО
В игре «Назови ласково» ребенок научится создавать новые слова из известных, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (лиса – лисичка, дом – домик и т. д)
ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Эта игра развивает у малышей внимание к слову, умение подбирать точные по смыслу слова.
1. Саша и Таня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Таня и Саша (ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол (подметать, пыль (вытирать, белье (стирать, посуду (мыть, тарелки и чашки на стол (расставлять, вилки и ложки на стол (раскладывать, игрушки на место (убирать, книги на полках красиво (расставлять). А ты помогаешь маме и бабушке? Папе и дедушке? Как?
2. Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите малыша: «Что я делаю?» Если он молчит, скажите сами: «Я наливаю воду в лейку». А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). А теперь что я делаю? (переливаем воду из чашки в другую чашку, неожиданно немного проливаем). Что случилось? (Я пролила воду.)
3. Давай поиграем. Я буду изображать, что я делаю – наливаю воду или поливаю цветы, или выливаю воду из лейки, или пролила случайно воду, а ты догадаешься, что я загадала. Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает. Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает действие, а Вы угадываете, что он делает.
ИГРА 3. ЗАГАДКИ
Наша третья игра «Загадки» поможет подготовить малыша к овладению очень важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно описывать картинки и предметы.
Примеры загадок.
1. Картинка – репа. «Она желтая как….(цыпленок, одуванчик, банан, солнце, дыня. Она сладкая как (сахар, яблоко, мед, конфета и др.). Она круглая как….(мячик, клубок и др.) Что это?» (Репа)
2. Картинка – огурец. «Он длинный как….(морковка, карандаш, палочка и др.) Онн зеленый как. (травка, кузнечик, листочек).Он вкусный как (любимое блюдо ребенка).Что это? (Огурец)
Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах, называя их форму, цвет, размер, вкус (Морковь – оранжевая как апельсин, мандарин, длинная как, сладкая как, полезная как… и т. д.) и сделайте с ребенком книгу загадок, автором которой он станет. Игры со словами – важный вклад в развитие дошкольника, ведь они развивают языковые способности детей.
Игра 4. «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК СЛОВА»
У меня разные картинки, давайте их назовем (указываем на картинки, ребенок по очереди называет их). Я тебе расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушай, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».
Игра 5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Ребенок учится составлять рассказы о профессиях.
Образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, ребенок составляет по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?