Наталья Панкратова
Консультация «Говорите правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника.
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Публикация «Консультация „Говорите правильно“» размещена в разделах
Дети осваивают родной язык подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей, а уж систематические занятия по развитию речи - явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и
воспитатели. ставя задачу разлития речи дошкольнику е младшего возраста.
Назовем наиболее типичные:
1. Состоящая лишь из простых, как правило нераспространенных предложений речь (так, называемая "ситуативная" речь) Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да; нет, хорошо, плохо)
2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературных слов и выражений.
4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную meмy, пересказ короткого текста своими словами. В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и педагогами, воспитателями многих поступков младших дошкольников)
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных
песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок т. д. Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольнику. В качестве материала для развития речи дошкольников нами предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки) Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, a также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.