Кочеткова Наталья Николаевна
Готовность ребёнка к школе. Педагогический брифинг
Воспитатель Кочеткова Н. Н
Интеллектуальная готовность. Цель брифинга : создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе, повышения их компетенции.
Задачи:
• Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
• Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
Публикация «Готовность ребёнка к школе, Педагогический брифинг» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
• Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Предварительная работа:
• Анкетирование на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе»
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. За несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми.
Интеллектуальная (психологическая) готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника : он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
На собеседовании с ребёнком, при поступлении его в школу, обязательно проводится исследование основных психических процессов, которые являются психологической базой речи: внимание, восприятие, память, мышление и воображение.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, он быстро отвлекается, не может сосредоточиться на чём-то одном. Все свойства внимания: концентрация, объём, распределение, переключение, устойчивость можно тренировать и развивать.
Ниже будут предложены несколько тестовых заданий и упражнений (родителям демонстрируется комплект из 30 диагностических карт для обследования и развития психических познавательных процессов).
1. Упражнение «Лабиринт» (тест «переплетённые линии»).
2. Упражнение «Построй дорожку».
3. Упражнение «Дорисуй» (S- тест).
4. Корректурные пробы (таблицы с буквами, цифрами).
Восприятие. Это различение детьми цветов, геометрических форм, ориентация в пространстве (право, лево, середина, во времени (время года, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда, вчера, позавчера, сегодня и т. д.).
1. Тест-упражнение «Что забыл нарисовать художник?»
2. Упражнения: «Залатай коврик», «Почини сапожки», «Собери бусы».
3. Упражнение «Разрезные картинки».
4. Упражнения «Найди одинаковые предметы», «Найди различия».
5. Графический диктант (по клеточкам).
Мышление. Уже в дошкольном возрасте у ребёнка развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
1. Тест-упражнение «Найди лишнюю картинку (лишнее слово)».
2. Тест-упражнение «Раздели на группы».
3. Тест-упражнение «Сравни предметы».
4. Тест для оценки словесно-логического мышления.
5. Игра «Говори наоборот».
6. Игры: «Бывает – не бывает», «Путаница», «Небывальщина».
7. Игра «Что сначала, что потом» (по предметным, сюжетным картинкам).
8. Игра «Найди недостающий предмет»
9. Отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок.
Память. Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребёнка. Память может быть кратковременная, долговременная, зрительная, слуховая, эмоциональная.
1. Тест-упражнение «Картинки». Показать ребёнку по очереди 10 картинок со знакомыми предметами. Потом ребёнок должен воспроизвести названия картинок (и спустя 1 час). Обычно ребёнок 6-7 лет воспроизводит 7-8 предметов из 10.
2. Тест «Запомни слова» ( 10 слов: стол, часы, конь и т. д.)
3. Тест «Запомни фразы».
4. Игры: «Я – фотоаппарат», «Шерлок Холмс», «Разведчик», «Парочки».
Воображение (фантазия).
1. Тест-упражнение «Вербальная (словесная) фантазия». Ребёнок должен придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе или о чём-то другом и изложить его устно в течение 5 минут. Оценивается: быстрота воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии.
2. Тест «Невербальная фантазия» (рисунок).
3. Игры: «Пантомима», «Я – актёр».
Игра с родителями «Фотографическая память»
На этом наша встреча на сегодня закончена, но мы подготовили вам памятки и небольшие тесты, с которыми вы познакомитесь дома. Желаем вам успеха в подготовке к школе ваших детей.