Наталья Шихалева
Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребёнок к успешному обучению в школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Готов ли Ваш ребёнок к успешному обучению в школе?
Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Ребёнок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
Темочки:
Очень важно:
*как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;
*состояние физического слуха (частые отиты);
*развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;
*состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т. д.);
*какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);
*развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;
*познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
*коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.
Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.
К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся языковая система:
1. Звуковая сторона речи.
Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков.
2. Фонематические процессы.
К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность детей к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков аиу; анализ обратного слога гласный - согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук». Оценивается умение работать со схемой слова, с разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Развитие словаря:
-это умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами: мех- меховой, меховая; образовывать прилагательные от существительных.
К школьному возрасту формируется грамматический строй речи.
пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Составлять предложение по опорным словам, составлять рассказы по картинке, по сериям картинок. Должны владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ- описание.
Чтобы проверить как сформированы у будущего школьника предпосылки к школьной готовности можно предложить ребенку ответить на ряд вопросов. Если дошкольник не испытывает трудности в ответах, правильно понимает заданную инструкцию, самостоятельно пытается ответить на вопросы, принимает помощь взрослого и переносит ее на аналогичный пример, не боится говорить, рассуждать, доказывает свое мнение то он также успешно будет усваивать школьную программу.
Программное содержание теста:
1. Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о пройденных речевых звуках.
Развитие грамматического строя речи:
-словообразование
-словоизменение.
Обогащение и активизация словаря.
Развитие лексической стороны речи:
-расширять предметный словарь;
-расширять словарь признаков;
-расширять глагольный словарь.
Формирование связной речи:
-формировать умение составлять рассказ по картинке;
-формировать умение составлять рассказ по серии картин;
-формировать умение составлять пересказ по опорным вопросам;
Развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие зрительных и слуховых анализаторов.
Развитие внимания к звуковой стороне речи.
Формирование навыка звукового анализа слова.
Формирование фонематического восприятия:
-определять звуки и их дифференцировать:
-гласные-согласные,
-твердые -мягкие,
-глухие -звонкие;
-определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
Развитие фонематического слуха.
Закрепление правильного произношения звуков - изолированно, в
слоговых рядах, в словах, предложения, в связной речи.
Работа над слоговой структурой слова.
Учить детей проявлять речевую активность и самостоятельность.
Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
-развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление.
3. Воспитательные:
Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношени.
Воспитывать у детей познавательный интерес, доброжелательное отношение к совместной деятельности со взрослы.