Марина Топычканова
НОД в соответствии с ФГТ по ознакомлению с декоративной росписью «Роспись доски городецким узором» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с декоративной росписью
с требованием ФГТ в старшей группе
Воспитателя Топычкановой Марины Николаевны
Роспись доски городецким узором
2013г
Образовательная область «Художественное творчество»
Цель:
Создание образа городецкого узора на разделочной доске.
Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, особенностями. Знакомство с русским фольклором и традициями.
Задачи:
Публикация «НОД в соответствии с ФГТ по ознакомлению с декоративной росписью „Роспись доски городецким узором“ в старшей группе» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Старшая группа
- Темочки
побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строем и элементами композиции и их разнообразием.
упражнять в рисовании городецких цветов – купавки, бутон, листики, городецкие розы, нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки.
закреплять навык смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка
развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме
развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям
воспитание у детей интерес и уважение к труду мастеров создающих красивые вещи, приобщение к народному искусству.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;
• продолжаем знакомить с декоративно прикладным искусством – городецкая роспись;
• прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;
• чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки;
• беседа о русском быте и традициях.
Методические приёмы:
Художественное слово, предметы и иллюстрации с Городецкой росписью (слайды, русские народные игры( «Золотые ворота» ,
пальчиковые игры («Котята», сюрпризный момент.
Материалы и оборудование:
Наглядно – демонстративное пособие, для показа слайдов; изделия с городецкой росписью, интерьер народной избы, костюм для Хозяюшки – мастерицы, запись русской народной мелодии, схемы последовательности росписи городецкой розы, краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой; листы с эскизом узора, на разделочной доске.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети заходят в зал оформленный в русском народном стиле. Их встречает хозяйка в русском костюме – мастерица росписи городецкой.
Хозяюшка:
Здравствуйте, люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях.
Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!
Правда дети, тут красиво? Ах захватывает дух!
Воспитатель:
Здравствуй, хозяюшка – мастерица! Мы с ребятами пришли узнать, новое и интересное о городе Городец, о его мастерах и сами хотим попробовать свои силы, расписать какое – ни будь изделие городецкой росписью.
Хозяюшка:
Я очень рада, что вы хотите много знать и всему учиться. Усаживайтесь поудобней и слушайте мой рассказ.
На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Крестьяне, украшали удивительной росписью: свои дома – ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани. Детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, зеленые веточки все это с нанесением оживки.
Есть поверье, что в ночь на праздник Ивана Купала расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.
Воспитатель:
Очень интересно ты рассказывала. Мы, с ребятами, хотим поиграть с тобой в русскую народную игру «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота»
Дети:
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
(произнося эти слова, дети качают сцепленными руками вперед назад)
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
(выполняют четыре шага, одновременно поднимая руки и не разъединяя их)
Получились не простые
Золотые ворота!
(дети, продолжают ходьбу, образуя круг. Далее дети 1 группы движутся по кругу против часовой стрелки. Продолжая петь, дети 2группы цепочкой обходят детей 1 группы по часовой стрелке)
Ходит Матушка Весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой раз воспрещается.
(дети обеих групп останавливаются: 1 подгр. – поднимает руки вверх, образуя воротики, а дети 2подгруппы под звуки песни, которую поют дети 1 подгруппы пробегают в эти ворота)
Ходит Матушка Весна,
Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
(с окончанием песни ворота захлопываются).
Воспитатель:
Мы смотрим, на столах лежат незаконченные изделия.
Хозяюшка:
Это я поделки делаю для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли мне? Как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель:
Мы с удовольствием поможем тебе, Хозяюшка. Сейчас мы все превратимся в Городецких мастеров. Садитесь за столы.
Хозяюшка:
Дети, посмотрите, какие цвета у нас есть? Но голубого и розового нет. А вызнаете, как можно получить эти цвета.
Ответы детей.
Ещё раз полюбуйтесь, как красивы городецкие узоры.
Перед вами разделочная доска, на ней карандашом нанесен эскиз.
*
Вам нужно расписать доску, создать краски, чтобы ваша работа получилась яркая, насыщенная цветом.
Воспитатель:
Вспомним, в какой последовательности мы рисуем городецкую розу.
Ответы детей.
Сейчас я вам покажу, как изменяется наша доска, как оживают её краски.
***
Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Разминка – пальчиковая гимнастика «Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.
У кошечки нашей десять котят,покачиваем руками,не разъединяя их.
Сейчас все котята постукиваем соответствующими
по парам стоят: пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Воспитатель включает русскую народную мелодию, дети начинают работать,
Напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости.
Напоминает пословицы: «Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение – будет и умение».
В конце непосредственно образовательной деятельности воспитатель раскладывает работы на стол перед Хозяюшкой. Все вместе любуются творением.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?
Какая доска получилась самой нарядной? Почему? Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?
Дети отвечают.
Хозяюшка, понравились тебе наши работы?
Хозяюшка:
Спасибо всем, доски на слову удались.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Воспитатель:
А вам, ребята, понравилось у Хозяюшки – мастерицы?
Спасибо, вам за гостеприимство, нам пора возвращаться в группу.
Хозяюшка:
Ребята, может, подарим наши расписные «доски» детям из других групп, чтобы и им захотелось сделать так же. А вас за хорошую работу хочу угостить сладостями.
Дети подходят к ребятам из других групп.
Ребенок :
Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались.
Дарят гостям.
Воспитатель:
Как говорят: «Кончил дело – гуляй смело», вот и мы пойдем в группу пить чай.