МААМ-картинки

Годовой познавательно-творческий проект социально-коммуникативной направленности «Детская картина мира» для детей 6–7 лет

Татьяна Строева
Годовой познавательно-творческий проект социально-коммуникативной направленности «Детская картина мира» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 80»

Познавательно-творческий проект «Детская картина мира»

Автор проекта – Строева Татьяна Сергеевна, социальный педагог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 80».

Паспорт проекта.

Тип проекта : детско-взрослый.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Публикация «Годовой познавательно-творческий проект социально-коммуникативной направленности „Детская картина мира“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Продолжительность проекта : 2024-2025 учебный год.

Участники проекта : воспитанники групп № 8, № 11 (дети 6-7 лет, воспитатели групп, родители групп, социальный педагог.

Актуальность проекта.

Проблема.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим ценностям. Ребенок учиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности. Становление базиса личностной культуры подразумевает, что ребенок приобщается к красоте, добру, истине, а так же учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявляя эмоционально – оценочное отношение к происходящему.

Для того, чтобы получить первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, сориентируется в методах и приемах взаимодействия с детьми, воспитателями и родителями, в планировании предстоящей познавательной деятельности использовался один из способов разработки проектов – «Модель трех вопросов для воспитателя» : Что дети знают, чем интересуются? Что мы хотим? Каким образом реализовать? В процессе совместного обсуждения определили цель проекта, задачи, тематику, формы, методы организованной, совместной и самостоятельной деятельности

Цель проекта : сформировать позитивную картину мира у дошкольников, стоящих «на пороге школы», т. е. к 7-летнему возрасту.

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей произвольность поведения самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий в процессе организованной деятельности,

2. Способствовать усвоению моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе.

3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

4. Обогащать чувственно-эмоциональный опыт освоения детьми знаний и развитие на этой основе интереса к окружающему миру и процессу познания.

5. Развивать мышления в плане осознания себя, своего места в природе, в мире людей.

6. Формировать общую культуру, культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

стимулирование к самообразованию по вопросам обогащения эмоционально – чувственного воспитания дошкольников

Для родителей:

повышение интереса к состоянию внутреннего мира ребенка, обогащение практическим опытом общения с ребенком

Для детей :

• формирование активного познавательного интереса к окружающему миру людей, предметов, природы, проявление инициативы и самостоятельности;

• получение практических вербальных и невербальных средств общения, внимательного отношения как к себе, так и к окружающим.

Педагогические технологии, используемые в проекте : игровая, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная (гуманно-личностная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая (сказкотерапия, музыкотерапия, пальчиковые, динамические, музыкально-ритмические игры).

Формы и методы работы: совместная организованная деятельность, педагогическое наблюдение, создание и решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, предметов быта и искусства, рассуждения, творческие задания, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео, продуктивная деятельность, сюрпризные моменты, оценка и суждения,

Литературные источники.

1. Абросимова В. Д., Добролюбова А. С. Детям о безопасности. Методическое пособие для педагогов ДОО. Москва, «Просвещение», 2024.

2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

3. Ботякова О. А. Солнечный круг. Детский народный календарь. С-П., «Детство-пресс»,2004

4. Ельцова О. М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. «ТЦ Сфера», 2019.

5. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М. : Дрофа, ДиК, 1999.- 128 с.

7. Курские просторы. Парциальная образовательная программа для детей от 4 до 7 лет. Под ред. С. С. Журавлевой, Е. Ю. Шемета – Курск, ООО «Учитель», 2024

8. Козлова С. А. Я - человек: программа социального развития. – М. : Школьная пресса, 2012. – 64 с.

9. Лаврова Л. Н., Чеботарева И. В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. «Русское слово», 2019.

10. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка: Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.

12. Шпотова Т. В., Кочеткова Е. П., Цвет природы. М., Просвещение, 2005.

13. Федина Н. В., Козий С. И. Путеводитель по праздникам. М., «Просвещение», 2013.

Этап 1. Подготовительный (май, 2024 г.)

1. Определение темы.

2. Изучение литературы по данной теме.

3. Беседы с воспитателями. Анализ проблемы.

4. Участие в родительском собрании в группах № 8, № 11.

5. Определение цели, постановка задач деятельности.

6. Составление перспективно-тематического планирования.

7. Подбор материалов для работы с детьми.

Этап 2. Содержательный (сентябрь, 2024 г. – май, 2025 г.)

Каждая тема реализуется через четыре формы сотрудничества:

а) Организованная деятельность социального педагога и детей б) Совместная деятельность воспитателей и детей в группе

в) Самостоятельная деятельность детей в группе

г) Взаимодействие с семьей

Блок «Мир детского сада и семьи».

Тема: «Алексей Толстой и его «Золотой ключик» : разговор о том, почему наш детский сад называется «Золотой ключик».

Цель: формирования интереса к истории детского сада. - Чтение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

- Рассматривание фотографий из архива детского сада. Рассматривание папки с иллюстрациями А. Каневского к сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». - Рисование по мотивам сказки.

- Просмотр художественного фильма и мультфильма «Приключения Буратино».

Тема: «Кто работает в детском саду»

Цель: воспитание уважения к труду каждого работника детского сада, формирование понятия, что от их деятельности и нашего бережного отношения зависит чистота, порядок и уют в детском саду.

- Наблюдение за работой дворника, плотника, уборщицы, охранника, прачки.

- Упражнение ежедневное в поддержании порядка и чистоты в группе и на территории.

Дополнение коллажа «Мое настроение в детском саду».

- Изготовление открыток, рисунков для поздравления сотрудников детского сада с профессиональным праздником.

Тема «Я ребенок, я имею право» (3 занятия).

Цель: знакомство детей с их правами дома и в детском саду (на имя, отчество, фамилию, на семью, на игру, на защиту, на общение, на образование и др.)

- Изготовление плаката «Наши детские права».

- Дидактическая игра «Ребёнок и его права».

- Создание ситуаций выбора.

Рассматривание альбома «Права детей».

Создание «паспорта дошкольника», «пирамидки «моя семья».

Блок «Мир красоты».

Тема «Что есть на свете красота»

Цель: Упорядочить представления детей о профессиональной деятельности людей, в результате которой появляются красивые вещи, предметы, музыкальные и литературные произведения

- Поддержание разнообразия объектов на «Полочке красоты».

- Создание коллекций.

- Рассматривание объектов не «Полочке красоты».

- Раскрашивание шаблонов.

- Прогулки на природу, любование красивыми пейзажами.

- Экскурсии в музеи, картинную галерею и др.

Тема: «Наполним музыкой сердца».

Цель: Формирование интереса к миру музыкального искусства, воспитание эмоционально-чувственного восприятия разно-жанровых музыкальных произведений.

- Использование красивой музыки в режимных моментах.

- Музицирование на детских музыкальных инструментах.

- Слушание музыкальных произведений, «рисование музыки».

- Посещение детских музыкальных спектаклей и программ.

Тема: «Путешествие по картинным галереям».

Цель: Воспитание интереса и эмоционального отношения к произведениям изобразительного искусства.

- Организация постоянно действующей тематической выставки репродукций и иллюстраций.

- Пополнение групповой выставки личными рисунками и картинками. - Рассматривание иллюстраций к детским литературным произведениям.

- Рисование по замыслу, пейзажей, натюрмортов, портретов.

- Организация семейной картинной галереи.

Тема: «Какие бывают театры».

Цель: Формирование у детей познавательного и творческого интереса к театральному искусству, развитие эмоциональной отзывчивости.

- Совместная театрализация и драматизация, разыгрывание этюдов.

- Изготовление элементов костюмов.

- Театрализованные игры.

- Конструирование атрибутов.

- Домашний театр.

- Посещение детских спектаклей. представлений в городе.

Тема: «Танцы, танцы, танцы…».

Цель: Воспитание познавательного интереса к танцевальному искусству, эмоционального отношения к красоте танца.

- Просмотр танцевальных номеров коллектива д/сада

«Кадриль» и «Хоровод».

- Танцевальная импровизация.

- Занятия в танцевальных кружках и клубах учреждений дополнительного образования.

- Посещение концертов.

Тема: «Песня русская – душа народная».

Цель: Формирование интереса к русской народной музыкальной культуре.

- Использование русских народных мелодий и песен в режимных моментах.

- «Колыбельная» в игре «Семья».

- Песенная импровизация.

- Слушание и пение доступных детям народных песен.

- Посещение концертов.

Блок «Мир природы».

Тема: «Лесные обитатели, зимующие в Курской области».

Цель: Формирование созидательного отношения к живым объектам при соблюдении правил безопасного поведения.

- Дидактические игры «Животные моего края», «Кто зимует» и др.

- Подвижные, речедвигательные и музыкально-дидактические игры. - Рассматривание Красной книги Курской области.

- Добавление коллажа «Зима в лесу».

- Просмотр мультфильмов про животных и птиц.

Тема: «Е. Чарушин – друг животных, писатель и иллюстратор».

Цель: Воспитание интереса и созидательного отношения к объектам природы.

- Организация книжной выставки по произведениям Е. И. Чарушина. - Раскрашивание силуэтов животных птиц методом «сухая кисть».

- Рассматривание альбома с иллюстрациями Е. Чарушина.

- Чтение рассказов Е. Чарушина и рассматривание иллюстраций.

- Просмотр мультфильмов по произведениям Чарушина: «Про Томку» др.

Тема: «Такие разные дожди».

Цель: развитие эмоционально-чувственного восприятия явлений, происходящих в природе.

- Создание фото-ряда «Я сижу у окошка, дождь идет и идет…»,

- Рисование «дождь весенний, осенний, летний»

- Совместные прогулки и обмен впечатлениями.

Тема «Подарки Феи черного цвета».

Цель: развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения, умение облекать свое впечатление в словесную форму.

- Коллективная работа «Осенняя корзина фруктов и овощей».

- Просмотр отрывков из балета С. Прокофьева «Чиполлино» (Синьор Помидор, Графини Вишенки и др.)

- Раскрашивание шаблонов фруктов, овощей, составление коллажей.

- Сюжетно-ролевые, двигательные и дидактические игры на тему «сад-огород».

- Рассматривание осенних плодов.

- Приготовление вместе с детьми овощных и фруктовых салатов, компотов.

- Чтение литературных произведений.

Тема: «Осеннее настроение».

Цель: транслировать детям примеры того, как поэты, художники, композиторы отражают состояние природы в поэтических и музыкальных произведениях, картинах – пейзажах, балетных постановках.

- Вместе с детьми украшение группы и раздевалки в «осенний наряд».

- Раскрашивание листьев, осенних цветов, составление коллажей. - Совместные прогулки в природу, любование осенними красками.

- Составление букетов.

- Чтение произведений, слушание музыки соответствующего содержания.

Тема: «По страницам произведений К. Д. Ушинского».

Цель: Формирование средствами художественной литературы любви и бережного отношения к родной природе, приобщение к общепринятым нормам взаимоотношений.

- Рисование по рассказу К. Ушинского «Четыре желания».

- Слушание разно-жанровых музыкальных произведений по теме «времена года».

- Рисование по замыслу на тему «мое любимое время года».

- Дидактические игры «времена года», «что мы делаем зимой? весной? летом? осенью?»

- Домашнее чтение произведений К. Ушинского, других авторов о русской природе, и играх детей в любое время года.

Блок «Безопасный мир».

Тема: «Безопасность в доме и на улице» (3 занятия)

Задачи:

Помочь детям хорошо запомнить основную группу опасных предметов и ситуаций в доме и на улице.

Учить размышлять, какие последствия могут быть при несоблюдении правил безопасного поведения в доме.

Помочь запомнить правила поведения в экстремальных ситуациях. - Рассматривание серии иллюстраций «Мой безопасный мир».

- Рисование запрещающих знаков.

- Чтение литературных произведений.

- Игры упражнения на тренировку навыков безопасного поведения. - Раскраски по теме «безопасность».

- Сюжетно-ролевые игры «семья», «водители» и др.

- Рассматривание иллюстраций соответствующего содержания.

- Дидактические игры «дом», «дорога», «можно-нельзя» и др.

- Беседы с детьми и упражнения в соблюдении правил безопасного поведения.

- Чтение литературных произведений.

- Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование.

Блок «Мир детской литературы».

Тема: «Аленушкины сказки» Д. Мамина - Сибиряка»

Цель: Уметь различать понятия «храбрость», «хвастовство», учить понимать юмор в произведении.

- Организация книжной выставки произведений Д. Мамина-Сибиряка.

- Чтение с продолжением перед сном.

- Рассматривание иллюстраций по произведениям Д. Мамина-Сибиряка.

- Изобразительное творчество.

- Домашнее чтение, беседы о моральных качествах человека.

Тема: Литературная викторина «Зимние сказки».

Цель: Формирование интереса к чтению, понятия о нравственных ценностях.

- Создание галереи книг, фото и иллюстраций, отражающих зимнее время года, русские народные и литературные сказки.

- Раскрашивание шаблонов, отражающих зимнее время года, добавление коллажа «Зимние сказки».

- Домашнее чтение, беседы о моральных качествах человека.

- Посещение детской библиотеки.

- Просмотр мультфильмов.

Тема: «Жители сказочных королевств».

Цель: Формирование эмоционального интереса и эстетических чувств в процессе восприятия сказочных образов, созданных в музыке, в художественной литературе, в изобразительном искусстве. - Чтение волшебных сказок.

- Слушание и просмотр музыкальных произведений по мотивам волшебных сказок.

- Театрализация.

- Самостоятельные игры и продуктивная деятельность «Царский указ».

- Домашнее чтение.

- Посещение библиотеки.

- Беседы о моральных качествах человека и поступках.

Тема: «Помощь идет» - по произведениям Б. Житкова.

Цель: Воспитывать уважение к людям, приходящим на помощь человеку и животным.

- Беседы о трудолюбии и взаимопомощи.

- «Мешочек добрых дел».

- Создание коллажа «Я могу, я умею».

- Ситуации морального выбора.

- Трудовые действия в рамках программы.

- Взаимопомощь.

- Знакомство с видео-презентацией от педагогов «Что должен уметь ребенок 7 лет».

- Обмен опытом «Как я приучаю ребенка трудиться и помогать другим».

Тема: «Веселые стихи».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя от восприятия юмористических стихотворений; формирование умения понимать юмор в произведении.

- Чтение и разучивание стихов, содержащих юмор, отражающих проказы и шалости детей, животных.

- Разыгрывание по ролям стихотворных текстов.

- Самостоятельное игровое и изобразительное творчество по мотивам стихов.

- Разучивание стихов для конкурса «Самое веселое стихотворение».

Тема: «Чукоша».

Цель: Подарить детям радость от встречи с героями произведений К. И. Чуковского, учить понимать и ценить юмор.

- Организация книжной выставки с произведениями К. И. Чуковского.

- Чтение перед сном.

- Драматизация некоторых произведений Чуковского.

- Рассматривание иллюстраций к произведениям Чуковского.

- Игровая театрализованная деятельность «Телефон», «Тараканище», «Муха-цокотуха» и др.

- Изобразительное творчество.

- Просмотр мультфильмов по произведениям Чуковского.

- Домашнее чтение с обсуждением.

- Изобразительное, конструктивное творчество.

Тема: «Любимые герои С. Маршака»

Цель: Формирование понятий о нравственных ценностях: дружба, взаимопомощь, честность на примере героев произведений С. Маршака.

- Организация книжной выставки с произведениями К. И. Чуковского.

- Чтение с продолжением перед сном «Двенадцать месяцев»

- Рассматривание иллюстраций к произведениям С. Маршака.

- Раскрашивание шаблонов.

- Игровая театрализованная деятельность по произведениям «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» и др. - Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака.

- Домашнее чтение с обсуждением.

- Изобразительное, конструктивное творчество.

- Посещение детских спектаклей в городе.

Тема: «Открываешь книгу – открываешь мир»

Цель: Воспитывать познавательный и творческий интерес к детской литературе.

- Создание коллекции «Книги разные нужны».

-Конструирование книжек – малышек.

- Совместный труд: ремонт книг в группе.

- Рассматривание и обсуждение коллекции книг.

- Поощрять игровую деятельность детей по написанию и созданию собственной книги.

-Создание в семье книжного уголка.

-Рассматривание и чтение энциклопедий по интересам ребенка.

-Посещение детской библиотеки.

Блок «Мир вокруг нас».

Тема: «Праздники в нашей жизни»

Цель: Закрепление понятий о видах и социальной значимости праздников.

- Персональное празднование дней рождения детей.

- Викторина «Что за праздник?»

- Совместное украшение группы к праздникам.

- Дидактическая игра «Символы праздников».

- Продуктивное творчество: изготовление элементов украшений.

- Советы родителям «Как устроить дома день рождения ребенка».

- Участие родителей в праздновании дня рождения ребенка в группе.

Тема: «У каждого народа свой язык»

Цель: Воспитание любви к родному (русскому) языку, уважения к другим языкам народов мира.

- Создание галереи «алфавиты», рассматривание, обсуждение.

-Прослушивание песни «Катюша» на разных языках.

-Игры народов мира.

- Печатание, конструирование букв из разных алфавитов, игры.

- Рассматривание альбомы «Народы мира».

- Продуктивная деятельность: создание азбуки.

- Печатание букв.

Тема: «Защитники Земли Русской».

Цель: Воспитывать уважение к защитникам Отечества, интерес к героическому прошлому Родины.

- Чтение рассказа Митяева «Почему Армия всем родная».

- Просмотр мультфильма по рассказу К. Паустовского «Путешествие жука на войну и обратно».

-Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Наша Армия».

- Игровая деятельность.

- Домашнее чтение, беседы, рассуждения.

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: Формирование понятий о хороших и плохих поступках на основе произведений В. Маяковского.

- Выставка: иллюстративный ряд по произведению В. Маяковского и подборка его книг.

-Ситуации морального выбора.

- Взаимопомощь, трудовые действия.

-Игровая деятельность «семья», «детский сад», «школа» и др.

- Постоянные обязанности дома.

- Беседы и упражнения в правильных поступках.

- Ситуации морального выбора.

Тема: «В ожидании Нового года».

Цель: Создание у детей положительного эмоционального настроя на предстоящую зиму и ожидание праздника Нового года.

- Украшение группы в зимний наряд.

- Совместный труд: изготовление элементов украшений.

- Чтение перед сном новогодних произведений и о зиме.

- Разучивание стихов, пение песен.

-Сравнение образов Снегурочки и Снежной королевы. - Рассматривание книг, картинок, иллюстраций зимнего и новогоднего содержания.

- Театрализованные игры.

- Изобразительное и продуктивное творчество: элементы украшения елки, карнавальных костюмов и др.

- Домашнее чтение: «Двенадцать месяцев», «Зимняя сказка», «Два мороза», «Снегурочка», «Снежная королева» и др.

- Прогулки в зимний парк, любование природой.

- Украшение квартиры, подготовка сюрпризов, изготовление карнавального костюма.

- Письмо Деду Морозу.

-Просмотр мультфильмов и художественных фильмов зимнего и новогоднего содержания.

Тема: Итоговое занятие «Что понравилось, что запомнилось»

Цель: Предоставить детям возможность выразить впечатления от занятий в течение учебного года

Результат реализации проекта.

Для определения результативности проекта в мае 2025 года будет проведена следующая работа:

с детьми: итоговое занятие «Что понравилось, что запомнилось»;

с воспитателями – опрос, беседа

с родителями – анкетирование

самоанализ

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Познавательно-исследовательский творческий проект «Страна фиалок» для детей 6–7 летПознавательно-исследовательский творческий проект «Страна фиалок» для детей 6–7 лет Проект "СТРАНА ФИАЛОК" Подготовил и реализовал проект воспитатель: Афанасьева Е. П. Тип проекта – познавательно-исследовательский (творческий).

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник» Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи : расширить знания о школе;.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Годовой познавательно-творческий проект социально-коммуникативной направленности «Детская картина мира» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 18 октября 2024 в 15:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Годовой познавательно-творческий проект социально-коммуникативной направленности «Детская картина мира» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Строева (УИ 739892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД