Елена Тищенко
Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению психологов и лингвистов, именно в речи, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Так в чём же это своеобразие?
Публикация «Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Существует мнение, что девочки говорить начинают раньше, чем мальчики. Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие малыша влияет много разных факторов, но в большинстве случаев по статистическим данным мальчики действительно начинают говорить позже. Дело в том, что изначальные задачи у мальчиков и у девочек разные: у девочек это рождение потомства, накопление опыта, передача его будущим поколениям. Это, конечно же, предполагает обмен информацией, соответственно, речь у них должна развиваться быстрее. Мальчики занимаются освоением новых территорий, добычей пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее важную роль. Но, есть такое понятие, как биологический возраст. Его тоже можно считать причиной, по которой девочки начинают говорить раньше. Даже процесс беременности происходит по-разному: девочки вынашиваются дольше и рождаются уже более зрелыми, мальчики же рождаются раньше и соответственно дозревают уже вне материнской утробы. Поэтому мальчики и ходить, и говорить часто начинают позже девочек. Девочки старше по биологическому возрасту. У них раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь. Девочки сравнительно рано осваивают фразовую речь, стараются говорить правильно, «как взрослые». Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль своего поведения. Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т. е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т. е. более ориентированы на получение информации. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия. Но, у мальчиков относительно рано формируется грамматический строй речи, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке». Одна и та же ситуация произносится мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо попросит: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая. У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. Логопеды и дефектологи давно заметили, что и среди их клиентов мальчиков во много раз больше, чем девочек. По моим наблюдениям среди детей с речевыми дефектами тоже значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.