Светлана Калашникова
Футбольные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Футбольные игры
Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.
«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать для решения многих задач:
1. Развитие синхронной работы полушарий мозга (разминка к играм напоминает кинезиологическую гимнастику в упрощенном варианте)
2. Развитие мелкой моторики (развитие подвижности пальцев рук)
3. Развитие дыхания (силы, направленности, длительности выдоха)
4. Укрепление артикуляционных мышц (губ, языка)
Публикация «Футбольные игры» размещена в разделах
5. Воспитание самоконтроля (умение удержать нужную артикуляционную позу)
6. Развитие связной речи (умение рассказать правила игры)
Пособие «Футбольное поле» выполнить очень просто:
1. Приготовить фото-рамку
2. Вырезать по размеру фото-рамки лист цветной бумаги (по умолчанию – зеленый)
3. Из белой бумаги вырезать и наклеить разметку середины поля и ворота
4. Вставить бумажное «поле» в фото-рамку.
А можно просто импровизированно устроить футбольный матч на столе.
Я поделюсь играми, в которые мы играем с детьми и которые разделили на
три вида:
1. Игры с пальчиками
2. Игры с губами
3. Игры с язычком
Игры с пальчиками
Цель: Развитие синхронной работы полушарий мозга (разминка к играм напоминает кинезиологическую гимнастику в упрощенном варианте). Развитие подвижности пальцев рук; совершенствование статической и динамической организации движений. Воспитание самоконтроля (умение удержать нужную позу, преодолевая напряженность и скованность движений, точно воспроизводить серию движений). Развитие связной речи (умение рассказать правила игры).
«Разминка»
Перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно указательный, средний и т. д.) и постепенно увеличивая скорость. Выполнить в прямом и обратном порядке сначала каждой рукой, потом одновременно двумя руками.
Разминка выполняется перед каждым «матчем»
«Игра-щелчок»
Действия: Приготовить большой и указательный палец ведущей руки в позу «щелчка». Силу «щелчка» необходимо регулировать. Бить по воротам соперника можно ватным шариком или шариком, который скатали дети из салфетки.
Усложнение: Заменить указательный палец на средний (безымянный, мизинец). Поиграть другой рукой.
«Пальчики-футболисты»
Действия: Большой палец ведущей руки прижимает к ладони безымянный и мизинец, а выпрямленные указательный и средний пальцы выполняют роль ног человечков-футболистов, которые «бегают» или «ходят» по футбольному полю и стараются забить гол игрушечным мячом (ватный или бумажный шарик, который дети с удовольствием скручивают самостоятельно).
«Многоножки – футболисты»
Действия: руки поставить на край футбольного поля на кончики пальцев, превращаясь в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю поля, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать сделать шажок – скользить по поверхности или прыгать нельзя. Мяч можно пинать любой «ножкой».
Усложнение: «пинать» мяч любым другим пальцем-ножкой (по договоренности)
«Слоники-футболисты»
Действия: Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги. Вытянутый вперед средний палец – хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по полю. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго запрещено. Мяч в ворота он будет забивать одной из передних ног.
Когда слон научится хорошо ходить и бегать, то мяч в ворота можно будет забивать и хоботом.
Усложнение: Когда движения слона станут привычными для ведущей руки, можно выпустить на простор и второго слона – вторую руку.
Игры с губами
Цель: Развитие силы выдоха, умения выполнять длительный ротовой выдох; не надувать щеки. Укрепление артикуляционных мышц (укреплять мышцы губ, их подвижность; удерживать губы в заданном положении). Формирование умения выполнять фиксированный и форсированный выдох. Воспитание самоконтроля (умение удержать нужную артикуляционную позу). Развитие связной речи (умение рассказать правила игры).
«Ветерок»
Действия: Губы сложить «трубочкой» как при произнесении звука «У». Сделать вдох, не поднимая плеч, а выдохнуть, не раздувая щек. Регулируя силу выдоха, направить мяч (ватный или бумажный шарик) в ворота соперника.
«Футболист пыхтит»
Действия: Сделать вдох, не поднимая плеч, а при выдохе, размыкаем губы воздушной струей (получится «затяжной»звук «п»). Или сделать выдох, много раз смыкая и размыкая губы с помощью воздушной струи: «п-п-п».
Игру можно использовать при постановке звуков «п», «пь» при помощи подражания или при автоматизации звуков «п», «пь»
Игры с язычком
Цель: Развитие дыхания: вырабатывать умение дуть посередине языка, спокойно лежащего на нижней губе, а также в форме «трубочки»; умение выполнять длительный ротовой выдох; не надувать щеки. Укрепление артикуляционных мышц (укреплять мышцы губ, их подвижность; удерживать губы и язык в заданном положении). Воспитание самоконтроля (умение удержать нужную артикуляционную позу). Развитие связной речи (умение рассказать правила игры).
«Язычок-футболист»
Действия: Широкий язык спокойно положить на нижнюю губу и выдувать воздух посередине языка, направляя мяч к воротам соперника. Вдох делать, не поднимая плеч, а выдыхать, не раздувая щек, регулируя силу выдоха.
Усложнение: Свернуть язык «трубочкой»
О других пособиях на развитие дыхания и моторики, которые я использую в работе, рассказано здесь Развитие речевого дыхания посредством игровых приемов и здесьМетодические разработки, конспекты, игры
Вдохновила на использование некоторых упражнений книга: Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. - СПб. : КРИСТАЛЛ