Юлия Батарева
Фрагмент моей системы работы, представленный в рамках конкурса «Воспитатель года 2008»
Совеременная педагогика выдвигает высокие требования к развитию ребенка. Он должен быть всесторонне развит и иметь мотивацию для дальнейшего обучения в школе. Однако объем научных знаний постоянно увеличивается, а вслед за ним – информационный поток, направленный на ребенка. По данным исследования психологов и педагогов (С. К. Нартова-Бочавер, М. Ю. Стожорова) в настоящее время часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т. п.
Публикация «Фрагмент моей системы работы, представленный в рамках конкурса „Воспитатель года 2008“» размещена в разделах
В связи с этим, игровая – ведущая деятельность данного возраста, уходит на второй план. Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снижена мотивация к процессу приобретения знаний.
Интеллектуальные перегрузки приводят к невротизации личности дошкольника, снижению его самооценки в области образовательных достижений. Преобладание отрицательных эмоций в жизни такого дошкольника находит свое отражение и во взаимоотношениях со сверстниками. Возникает противоречие: с одной стороны мы должны удовлетворять заказ социума и максимально развивать ребенка интеллектуально, с другой стороны – обеспечивать психическое здоровье ребенка, добиваться всестороннего развития детей, в том числе развивать коммуникативную сферу.
Вопрос:
Как при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации при этом формировать эмоционально положительное отношение к процессу обучения и обеспечивать общение детей между собой.
Как же сделать процесс обучения и воспитания детей максимально эффективным, доступным, интересным, увлекательным, чтобы ребенок был не простым получателем информации, а непосредственным активным участником процесса?
Возможно решение этих задач, если занятия будут:
1. Проводиться комплексно, решая при этом ряд задач из разных областей знаний
2. Проводиться в игровой форме, которая объединяет части занятия общим сюжетом. А это обеспечивает усвоение материала более качественно, на приподнятом эмоциональном фоне
3. Развивать эмоциональную и коммуникативную сферы ребенка, формировать положительные эмоции, как мотив к общению и выполнению познавательной, умственной деятельности
Каким образом возможно решение поставленных задач?
Факт, что комплексные занятия позволяют экономить время, которое затрачивается, если эти занятия, входящие в состав интегрированных, проводить по - отдельности. А это очень привлекательно для нас, так как позволяет минимизировать перегрузку детей.
Такая форма проведения обучения позволяет методом погружения в тему овладеть большим объемом информации о предмете изучения. Кроме того, интересная и привлекательная новизной форма проведения занятий, а так же смена деятельности вызывает у детей интерес к занятиям, мотивирует к дальнейшему освоению учебного материала.
Изучение новой темы в разных видах деятельности дает возможность детям лучше вникнуть в материал, закрепить знания, умения и навыки. Таким образом, составить более полную картину изучаемого явления.
Общая цель занятий, специальные упражнения, коллективные формы работы дают возможность детям общаться друг с другом, что так же вызывает у них положительные эмоции.
Таким образом, определилась работа.
1. Эмоциональная сфера
Чувствами, эмоциями называют переживания человека отношения к тому, что он делает или познает. Непосредственное наблюдение тех или иных событий вызывает у дошкольника соответствующие эмоции; эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты им безразличные.
Доказано, что положительные эмоции работают на развитие, прогресс, творчество, движение. Поэтому психологическое здоровье ребенка определяет его дальнейшее развитие.
Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности ее переживания.
Я ставлю перед собой задачу: через положительные эмоции замотивировать ребенка на дальнейшую деятельность. На каждом занятии используются приемы, вызывающие интерес, возбуждение, которые мотивируют обучение. Опосредованно развивают знания, умения навыки, так как в состоянии интереса повышается внимание и любознательность.
Какими приемами это достигается:
-новизной материала
-яркостью, эмоциональностью его преподнесения
-связью материала с жизнью и личным опытом ребенка
-использованием нетрадиционных форм занятий
-привлечением ТСО
-введением сказочного персонажа
-использованием сюрпризного момента
-эффектом неожиданности
-красочностью наглядного, демонстрационного материала
-внесением живого объекта
-использованием игровых моментов
Однако в процессе выполнения задания мотивация на достижение цели может снижаться, поэтому для его тонуса применяется общая сюжетная линия, развивающая как интерес к занятию, объединяя его части, так и нравственные чувства ребенка. Сюжет выбирается исходя из целей конкретного занятия, это может быть:
-помощь объекту, попавшему в беду
-обучение сказочного героя каким-то навыкам
-эмоциональная поддержка (сказать ласковые слова, ободрить) героя, пришедшего на занятие
-изготовление чего-либо для живого объекта
-подарок продукта деятельности
-отправление письма
2. Коммуникативная сфера
Конечно, процесс социализации человека происходит на протяжении всей жизни, Однако период дошкольного детства является сензитивным периодом для усвоения норм, правил поведения, социально желательных качеств и свойств личности. В возрасте 4-5 лет у детей необходимо формировать и корректировать навыки общения и взаимодействия с взрослыми и детьми. Поэтому в структуру занятий обязательно входят элементы, которые развивают коммуникативную сферу ребенка. Решить задачу обучения детей общению между собой можно через следующие приемы:
-упражнения, направленные на сплочение группы, развитие навыков коммуникации и взаимодействия.
Используются следующие формы объединения детей:
-работа в парах, в подгруппах, коллективно, где дети будут ставить, и решать общие цели, объединять индивидуальные работы в коллективную, общую работу (коллаж, сюжетная работа, использовать продукт деятельности (например, обыгрывать в сюжетно-ролевой игре).
На занятиях необходимо создание духа команды («вместе, дружно, все»). Работая в группе, у детей развиваются такие навыки как: умение договариваться, соподчинять интересы, распределять обязанности, что позволяет в старшем возрасте более успешно реализовывать метод проектирования.
Для развития навыков коммуникации рационально привлекать литературные и художественные произведения, сюжет которых отражает общение между персонажами. В повседневной жизни обсуждать социально одобряемые и нежелательные формы поведения детей.
Работая по программе «Сообщество» я использую технологию утреннего сбора. Она очень эффективно работает на сплочение детского коллектива и создание настроя на дальнейшую деятельность детей.
Развивая коммуникативную сферу детей, необходимо формировать у ребят желание общаться с взрослыми, которое реализуется, если удовлетворять такие социальные потребности ребенка как (А. Маслоу) : потребность в уважении, в одобрении и поддержке, в принятии, потребность в достижении успеха.
Таким образом, для удовлетворения этих потребностей необходимо стимулировать ребенка к выстраиванию доверительного общения с взрослыми, где:
-преобладает демократический стиль общения с детьми
-отмечаются личные достижения и успехи детей по ходу и в конце занятий, когда проходит анализ продуктов деятельности
-не скупятся на похвалу
-обязательно отвечают на все вопросы, касающиеся знаний, умений и навыков
-общение с детьми выстраивается на партнерских отношениях
3. Деятельность и познавательные процессы
Высшие психические функции (ВПФ) дошкольников характеризуется началом развития произвольности их протекания. Таким образом, с учетом особенностей психики ребенка произвольность этих процессов мы формируем косвенно, через положительное отношение к заданиям. Вызывая интерес к определенным занятиям, мы, концентрируем внимание ребенка, повышая его любознательность. Игровые задания также способствуют переходу внимания из непроизвольного в произвольное. Выполняя инструкцию или правила игры, дети прикладывают волевое усилие. Доказано, что человек лучше сосредотачивается и запоминает факты, которые связаны с его личным опытом, поэтому темы занятий и используемых упражнений должны быть лично значимы. В рамках своей работы я часто провожу занятия, инициаторами темы которых были дети. Так, принесенный лист и плод каштана и изучался в рамках занятия по познавательному развитию, а затем был использован на рисовании (отпечатывание листа). Буквально на следующий день кто-то из детей принес морские камни, которые мы сравнили с плодами каштана, а затем оформили ими дно аквариума. Таким образом, на комплексных занятиях обеспечивается развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия предметов, формируется целостная картина мира.
Развитие ВПФ напрямую отражается на формировании у детей знаний, умений, навыков и наиболее полно формируются на занятиях методом погружения в тему. Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с лично-ориентированным подходом, основная форма проведения занятий носит комплексный характер, что дает возможность изучения конкретной темы во всех видах деятельности. А это обеспечивает повторение материала и формирование умений, навыков при применении полученных знаний на практике, является профилактикой и преодолением перегрузки детей. Именно поэтому обязательной частью комплексного занятия является изодеятельность (объект изучения увидели, рассмотрели, потрогали, изобразили, повторив при этом его строение). Дети обучаются понимать, обобщать полученные знания и устанавливать связи между явлениями и процессами.
Конкретные умения и навыки в этом возрасте формируются под руководством взрослого.
На основании разработанной выше схемы личности дошкольника было выделено содержание педагогической работы, которое нашло отражение в следующих задачах:
1. Формирование знаний, умений, навыков в разных областях науки через комплексные занятия, так как только интеграция является основанием для создания целостной, научной картины мира
2. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми на основе развития эмпатии и формирования нравственных чувств.
3. Обеспечивать условия для формирования эмоциональной отзывчивости, как мотив к общению выполнению деятельности.