Наталья Попова
Фотозарисовка о выставке работ Клода Моне
▼ Скачать + Заказать документы
Самый солнечный художник
Некоторое время назад у нас в городе стали анонсироваться удивительные выставки: «Иероним Босх», «Импрессионисты», сейчас вот – «Клод Моне. Гений импрессионизма». В голове не укладывалось – как такие полотна могут попасть в наш город? Ведь для этого нужны огромные средства и всякие меры безопасности, да и кто вообще согласится привезти эти шедевры в, пусть известный, пусть столицу юга России, как любят его называть коренные жители, но всё же далеко не центр мировой живописи, город? Понимание пришло не сразу. Да я и писала уже об этом в своих репортажах об экспозициях шедевров Шагала, Сальвадора Дали и Кандинского в рамках «АРТ-салона». А потом пришло на ум то, что и постоянные экспозиции МИИ им. А. С. Пушкина в Москве, и другие музеи нашей страны содержат в себе не только подлинники образцов изобразительного искусства, а и их копии. И этому есть вполне понятные объяснения и причины.
Темочки:
Поэтому мы с мужем с некоторым волнением решились всё-таки отправиться на выставку картин Клода Моне, что проходит в стенах краеведческого музея у нас в городе. И знаете, меня эта выставка необыкновенно порадовала. Не обращая внимание на издержки размещения экспозиции (музей находится в состоянии ремонта, мы застали достаточно большое количество желающих познакомиться с дивными картинами непревзойдённого мастера света, а также послушать бесплатную и очень интересную лекцию экскурсовода о жизни и творчестве художника.
Мы тоже присоединились к группе посетителей, и ещё и ещё раз рассматривая уже известные, а так же и не виденные ранее картины художника, провели на выставке достаточно много времени. Не буду пересказывать жизнеописание и творческий путь Клода Моне, любой желающий может без труда найти эту информацию или в книгах (Кристоф Хейнрих «Моне. Образцы неуловимого», Росс Кинг «Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии», Сальва Рубио и Рикард Эфа «Моне. По ту сторону холста» и многие др., или в интернете. Задержу ваше внимание на отдельных фактах.
Жизнь в искусстве – это всегда драма. Драма личная и драма творческая. И жизнь, и творчество Моне тоже не были лишены этой драмы. Признание приходило не просто трудно и тяжело, а необыкновенно тяжело и долго. Были моменты глухого и полного отчаяния, практически полной нищеты и бездомности. Но любовь к делу, к искусству и творчеству превозмогла всё. И однажды, когда он был уже достаточно известен, в нему в мастерскую пришла экстравагантная американка, которая приехала в Париж специально, чтобы познакомиться с мастером и его картинами. Будучи очарованной творчеством, она попросила подарить ей что-нибудь на память, на что Моне спросил, чего бы ей хотелось. Она ответила: «Кисточку!» Необыкновенно удивлённый такой просьбой художник, выбрал ей новую кисточку, которую она не приняла, указав на истёртую, замызганную, старую кисть, работавшую не над одной картиной, что стояла рядом с этюдником в стакане. Получив её от мастера, она была необыкновенно счастлива. А сам Моне воспринял этот акт, как шутку, о чём не преминул рассказать своим друзьям вечером. Но смеха в ответ не дождался, потому что и сам не догадывался, что стал уже почти легендой к тому времени и желание иметь предмет, к которому прикасалась великая рука, не было чем-то смешным, напротив, в этом усматривалось особое почитание. И с тех пор очень и очень многие посетители мастерской и выставок художника уходили с таким же подарком, бережно храня кисти, которыми работал Мастер!
И те не менее, когда в Европе укрепился нацизм и когда пересматривались взгляды на искусство и науку, Клод Моне, как и Пикассо, Шагал и Кандинский в купе с другими импрессионистами, был объявлен дегенератом (человек с признаками физического или психического вырождения). И всё работы, картины этих и многих других художников подлежали уничтожению, объявленные дегенеративным искусством (ввёл этот термин и понятие ещё в конце XIX века Макс Нордау). Хотя, справедливости ради, надо сказать, что среди общего количества картин, подлежащих уничтожению, были и такие, что вполне заслуживали этого. Но тут вмешалось провидение и что-то отвлекло от уничтожения эти полотна, а потом они были проданы или обменены практически за бесценок.
По статистике мирового искусства первой страной в мире, владеющей самой крупной и представительной коллекцией картин импрессионистов, является, Россия! Можно ли не гордиться этим?
Теперь же я предлагаю вам ещё раз обратиться к самим картинам художника и почувствовать свет и цвет, увидеть прозрачность воздуха и бесконечную игру солнечных бликов! Более радостных картин трудно сыскать!
Жан Моне на лошадке
Эту картину, на которой мы видим старшего сына художника, Моне никогда не выставлял на обозрение, но хранил её всю жизнь. Написана она в период, когда семья вернулась из добровольного изгнания во время франко-прусской войны. Жан изображён во дворе дома, что Моне снял для семьи не без помощи Пола Дюранда-Рюэля, продавцом картин, что смог способствовать улучшению финансового положения, купив у Моне большую часть картин периода франко-прусской войны и добровольного изгнания из Франции.
Красные лодки. Аржантёе
Эдуард Мане, которого ошибочно часто путают с Клодом Моне, однажды назвал последнего «Рафаэлем воды». И действительно, вода для основателя импрессионизма, Оскара Клода Моне имела особое очарование. Он смело экспериментировал со светом и цветом и в данной картине зритель может с полным правом усомниться, были ли лодки на самом деле выкрашены в красный цвет. Конечно, нет. Художник поймал тот момент, когда солнечные лучи так залили лодку, и та так засверкала, забликовала в ответ, что вместо чёрных бортов, мы видим яркие пятна красного цвета, что через несколько секунд исчезнут, но Моне сумел остановить этот миг и запечатлеть его на своей картине!
Мельница на канале Онбекенде, Амстердам
Клод Моне – художник пленэра, для него было важным чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне. Возвращаясь во Францию, он попадает и в Голландию. Новые виды очаровывают его, он здесь находит новое вдохновение.
Лягушатник
Подсолнухи
Сорока
Портрет папаши Поля
Прогулка к утёсу в Пурвиле
Руанский собор в разном освещении
Японский мостик. Пруд с водяными лилиями
О поместье в Живерни можно долго рассказывать отдельно, это просто поэтическая история. Когда оно было приобретено Моне, такого роскошного сада ещё и в помине не было. Но Моне был увлечённым садоводом и цветоводом. И все гости, что приезжали к нему привозили с собой не снедь (как это принято, а кустариники, луковицы и семена растений и цветов. И Моне всё это сажал и сеял. Сад сам по себе стал произведением искусства. И кувшинки на пруду, и сам пруд служили ему натурой много-много раз. И когда Моне уже ослеп в старости, всё равно писал свой любимый пруд и цветы сада.
На пляже в Трувиле
Парк Монсо в Париже
И это только малая толика того, что можно рассказать об основоположнике и создателе течения импрессионизма в живописи Клоде Моне. Спасибо, что были со мной!